Свершилось. 29 октября 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Теперь эта тема усиленно обсуждается, куда ни ткнись.
Скажу сразу: меня очень мало (меньше всего!) беспокоят те вопросы, с которыми носятся разные «стороны диалога». Как правило, это с одной стороны истерические крики либералов: «Путинюгенд! Путинюгенд воспитывать будут! Убийц, которых проклянет все Прогрессивное Человечество! Павликов Морозовых, мерссссскую пионерию!» Это клиника, откровенная и тяжкая.
С другой стороны, меня не слишком беспокоят и голоса многих моих соратников-коммунистов, которые сетуют: «Это наша идея, власть ее украла…» Простите, но лично вот я уже много лет ношусь с этой идеей – воссозданием общей детской организации, можно даже (подчеркиваю!) внеполитической. И простите еще раз, за четверть века ЦК КПРФ не выделил на худо-бедно еще существующую у нас пионерию толком ни единой солидной суммы, все делается на местном энтузиазме, где и у кого он есть…
То есть вы – «за», подытожит читатель.
Не спешите. Я – против. И причины моего скепсиса лежат вот в какой плоскости.
У меня есть три опасения. Точнее, три столпа убежденности: так и будет.
Первое
Грубо говоря, хана хорошей идее на обозримое будущее. Если за это взялась власть, то будет то же, что с «возрождением кино», которого я тоже очень хотел, а сейчас не знаю, что с этим делать, куда от возрожденного кино деться и кто бы заткнул наши отечественные «кинофонтаны»… Будет и тут попил гигантских денег, глобальная «запись в ряды», бодрые отчеты, толпа умильных баб на умильных фотках с умильными детишками – и… стабильно вырабатывающееся у 99% детей стойкое отвращение и к организации и к тому, что в ее рядах говорят (в том числе – к вещам в основе своей жизненно необходимым).
Представляю, кстати, как в ряды этой организации бросится некоторая часть мужиков-идеалистов. И какой их ждет облом при первой же попытке организовать турпоход больше чем на четыре часа. Уже через год существования этой организации количество мужчин в ее руководстве будет составлять все те же 3%, что и в современной школе, хотя первоначально, наверное, будет аж процентов 10. Остальными будут все те же бабы, воспитывающие себе смену обоего пола. Мужчина-воспитатель для них вообще опасный видовой конкурент, причем успешный видовой конкурент. Но административный ресурс поможет решить данную проблему и ликвидировать угрозу хрупким детским телам и душам со стороны «этих мужиков».
И наконец. О боги… Да неужели же трудно понять, что нельзя создать работающую на деле идеологическую организацию в государстве, где нет ни единого общего стержня, кроме русской истории, которую запрещают называть русской?! Где высшей ценностью являются бабки и власть это доказывает каждый день своими действиями?!
История человечества знала три массовые и на самом деле мощные, а главное, работавшие детско-юношеские организации. Это скаутинг, пионерия и – простите – гитлерюгенд. Если вы оставите в стороне политические симпатии и антипатии и присмотритесь к этим организациям внимательно (литературы полно), просто как к «работающим машинам», а потом сравните их с тем, что наша власть может предоставить в распоряжение создаваемому «Российскому движению школьников», то вы увидите, не можете не увидеть интересные и печальные вещи, которые бросились в глаза мне после проведенного сравнения.
Сразу хочу предупредить, что речь будет идти не о выродившейся «пионерии» 80-х годов ХХ века и не о нынешних «скаутах», помешавшихся на защите природы и правах «геев». И, конечно, не о карикатурном гитлерюгенде из антифашистских агиток. Итак, смотрим внимательно.
Контингент инструкторов и содержание программ
Почти все инструктора этих организаций были мужчинами с военным опытом или, по крайней мере, военным образованием. Мужчины с очень жестким складом характера, относившиеся к своим юным подопечным, как к материалу, из которого предстояло сделать «защитников, строителей и творцов» – чего бы там ни было. Организации создавались как изначально военизированные, самая старая из них – скауты – родилась в осажденной крепости, где мальчишки не за больными котятами ухаживали и не редкие цветочки поливали. В той крепости был и похоронен один из первых скаутов мира, павший от пули врага во время выполнения боевого задания. О пионерах или гитлерюгенде я даже рассказывать в этом отношении не буду. На слуху до сих пор…
Это не значит, что инструктора не любили детей. Любили. Но это была мужская любовь. Осознанное и планомерное строительство из заготовки Человека. В ней не было предусмотрено место краеугольному камню современной педагогики – «Правам и Безопасности Господа Бога Ребенка». Да что там говорить, возьмем тупой пример: во всех этих организациях детей учили драться. Просто драться кулаками. Всерьез, например, по-честному решая вопрос ссоры. Одного этого достаточно, чтобы вогнать в кому весь Минобр в наши дни: мальчишки подрались!!! Для женской любви главное – как можно более долгая и полная сохранность ребенка. Чуете разницу?
Простите, вы представляете себе, чтобы старые верные методики были разрешены в современной насквозь феминизированной системе образования и воспитания? Где возьмут инструкторов, которые смогут на самом деле заинтересовать мальчишек? А если их и найдут – см. выше. Через месяц работы любой нормальный мужик разлается на матах с толпой помешанных на «укусах клещей» и «слишком тяжелом рюкзаке» идиоток и просто уйдет с работы.
Идеология
Все указанные мной организации сплачивала идеология. Нечто высшее, чем тощий или толстый папин кошелек либо собственная стертая в походе и теперь ноющая пятка. Более того, мы сейчас можем спорить на эту тему до хрипоты – но я вам скажу точно: идеология эта имела под собой мощнейший реальный фундамент. Наглядный. Скаут мог смотреть на карту и млеть от гордости: все, окрашенное розовым, четверть земного шара, – это Британская империя! Пионер не в шутку ассоциировал себя с многочисленными героями войн и труда, на самом деле мечтал о приключениях, полетах в космос, борьбе за счастье угнетенных. Гитлерюнгенд буквально терял разум от наглядных картин величия Германии, замешанных на умело подаваемом военно-техническом превосходстве и германской истории. Все это давало эффект, поймите.
Какую общую идеологию предложит эта организация русскому и чеченскому мальчикам? Башкирскому и татарскому? Крымчакскому и украинскому? Боюсь, что это будет нечто вялое и аморфное, да еще – за русский счет. За счет русской памяти и русской истории… но об этом – немного ниже.
Раньше такой идеологией для нашей страны была Российская империя, потом – Нерушимый Союз со Старшим Русским Братом. Сейчас – что? Крымнаш? Наш. И это хорошо.
Дальше – что? «Ребята, давайте жить дружно!»?
Материальная база
Вы слышали что-нибудь о Пионерской танковой дивизии ГДР? Помните масштаб всероссийской игры «Зарница»? Можете себе представить охват подобных мероприятий, их стоимость и крутящиеся в этой сфере деньги?
Эти деньги будут красть. Именно потому, что, как я уже сказал, единственной идеологией РФ являются бабки. Их будут красть. Дети будут это отлично знать и видеть. Но дело даже не в этом, это, скорее, опять в раздел «идеология». В РФ миллионы детей. Представьте себе, какая нужна инфраструктура для проведения одних-единственных летних десятидневных сборов – если, конечно, их проводить не на бумаге и не для галочки. По затратам – это фактически создание с нуля целой армии, без шуток. И распределять то, что не украдено, будут неравномерно. Это в указанных выше организациях за воровство выделенных на детей сумм можно было попасть под смертную казнь. В РФ один регион будет гордиться великолепными, санаторного класса, летними лагерями, а другой – селить точно таких же «российских» детей в старых палатках.
Второе
РПЦ присосется к этой идее как пиявка. Могу спорить. Между тем для нормального, здорового ребенка нет хуже яда, чем вливаемое с детства «православие». Оно старит душу. Оно гасит внутренний огонь, уничтожает любознательность, пытливость, боевитость. Оно воспитывает в ребенке раба, и не надо пытаться мне возражать. Это не мои домыслы. Это факт.
Естественно, что вся так берущая детей за душу обрядовость костров, песен по ночам, красивых и гордых ритуалов, рассказов о воинских подвигах и героях прошлого будет вытравлена РПЦ из новой организации в самом начале, как «антихристианская бесовщина». Когда-то, в те годы, когда скаутинг и пионерия боролись за умы и души детей новой страны (это была тяжелая борьба, а временами – и кровавая!), один из деятелей пионерии, Пожидаев, предупреждал сильно увлекавшихся молодых соратников, стремившихся вылепить из новой организации сухую и формальную копию «взрослой» – ВКП(б): «Поймите, ваш крестовый поход против «индейщины» нанесет нам же поражение. Именно на «индейщине» скауты берут свое, именно на интересе к этому огромной массы детей». Тогда к Пожидаеву прислушались, и насильственное «овзросление» пионерии было отменено, из ее рядов вычистили любителей трехчасовых речей «о мировом положении» и «какувзрослых заседаний» с графинами и колокольчиками. У скаутов было перенято множество ритуалов, добавлено очень много своего – на самом деле интересного и близкого детям. И машина заработала. И работала, пока не одержал верх тот пресловутый и так милый сердцу «отчитывающихся» и «проверяющих» формализм…
Сейчас с детьми и детскими движениями то же пытается сделать РПЦ. Они открыто говорят, что собираются «работать со школьниками». Но РПЦ ненавидит советское время, ненавидит дохристианскую Русь и десятки раз позволяла себе отвратительные, оскорбительные высказывания в адрес всего, что в истории нашего Отечества не связано с православных христианством. Не подлежит сомнению, что осквернение «язычества и атеизма» займет в «детской деятельности» церкви главенствующее место.
Добавлю от себя, что один час, проведенный в лесу, полезней и чище, чем три часа выстаивания молебнов. На детей в таких случаях смотреть просто страшно…
И третье
Единственным работающим всерьез направлением в этой организации будет воспитание в русских (именно русских!) детях толерантности. Тоже могу поспорить. Толерантности самого мерзкого пошиба. Вот тут мозги станут промывать по полной программе, не жалея сил и средств. Собственно, это уже и не скрывается: заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Соловьев пообещал лично подготовить поправки о введении ответственности для родителей, чьи несовершеннолетние дети увлекаются «экстремистскими идеями». По его мнению, для нерадивых родителей нужно вводить штрафные санкции в крупном размере – до 500 тысяч рублей.
В настоящее время его ведомство планирует внести на рассмотрение правительства поправки, в соответствии с которыми школьникам надо будет рассказывать о вреде экстремистских идей. Документ этот вводит запрет на «пропаганду идеологии насилия и навязывания чуждых российскому обществу ценностных норм».
Я ограничусь только напоминанием читателям о том, что у нас в государстве есть две разные мерки. Есть «национальные обычаи и особенности разных народов», которые «нужно уважать и понимать». А есть «русский экстремизм» – это когда русские пытаются кому-то напомнить, что у них тоже есть национальные обычаи и особенности.
Выводы делайте сами.
Не дети плохи. Не идея такой организации плоха. Фатально беспомощна, в корне импотентна заточенная на выкачку из любой темы денег наша власть.
Как результат – вся затея на выходе в лучшем случае бесполезна, а в худшем вредна для России, для русского народа, а значит, и для всего нашего, как сейчас любят (статистически неверно!) говорить, «многонационального общества», которое может существовать нормально и спокойно только в условиях главенства этого и только этого народа. Вот так-то, дорогие мои читатели…
Я буду рад обмануться. Но я не обманусь.
Олег Верещагин
Источник: sovross.ru