Словосочетание российско-украинская ракета в нынешних реалиях звучит довольно фантастично. Текущая политика Украины подразумевает максимально возможное сокращение сотрудничества с нашей страной. Разве что на ниве кондитерских изделий могут быть послабления. И тем не менее именно российско-украинская ракета должна стартовать с Байконура уже 11 декабря.
Речь идет о ракете-носителе «Зенит-2SБ» с метеорологическим спутником «Электро-Л» на борту.
Геостационарная орбита, спутник массой 1766 кг; ракеты семейства «Зенит» задумывались еще в Советском Союзе именно для таких задач. Разработчиком выступило известное на весь Союз днепропетровское КБ «Южное».
С распадом СССР производственные цепочки нарушились, но руководство завода «Южмаш» умудрялось продолжать сотрудничать с Россией, получая от этого немалую выгоду. Один проект «Морской старт» чего стоит. Для него, в частности, и проектировался «Зенит».
Теперь «Морской старт» переориентируется на ракету-носитель «Ангара» соответствующей модификации. А КБ «Южное» вместе с заводом «Южмаш» остались не у дел. Правительство Украины старательно рвет все налаженные связи с Россией, ну а третьи страны, после прошлогодней катастрофы «Антареса» с двигателями украинского производства, как-то не торопятся с заказами.
Однако Россия готовит еще два запуска «Зенита». Не пилить же на металл уже практически готовые к использованию носители. Тем более что украинского на них всего ничего.
Сам спутник сконструирован и собран НПО имени Лавочкина из отечественных компонентов. Там же изготовлены головной обтекатель ракеты и переходный отсек. Разгонный блок «Фрегат-СБ» — опять-таки детище НПО Лавочкина. А вот двигатель первой ступени изготовлен уже НПО «Энергомаш», что в подмосковных Химках. Это жидкостный ракетный двигатель РД-170, одна из модификаций которого так полюбилась Пентагону. То же НПО делает и двигатель второй ступени «Зенита» — РД-120.
На долю украинского «Южмаша» приходится только рулевой двигатель РД-8. Важная деталь, спорить не будем. На ракеты, вообще, не принято устанавливать неважные детали. Борьба идет за каждый килограмм. Но все равно, как-то невелик вклад. Давно бы сконструировали свой, и дело с концом.
Но нет. Имеются данные, утверждающие критическую важность именно этого двигателя. Достаточно просто обратить внимание на историю переносов даты старта «Зенита».
Первоначально старт намечался на январь—февраль 2015 года. Потом сроки перенесли на июнь—июль. Летом тоже не получилось. Предыдущая дата запуска – 18 ноября. И снова неудача. Теперь старт перенесен на 11 декабря.
Казалось бы, с кем не бывает. В Роскосмосе сейчас вообще сложная ситуация с расписанием пусков. С 21 ноября на 21 декабря сдвинулась дата запуска грузового корабля нового поколения «Прогресс-МС». Это повлекло масштабные сдвиги в расписании полетов, вплоть до продления сроков пребывания космонавтов на международной космической станции.
Но в случае с «Зенитом» ситуация иная. Такая чехарда с переносом сроков запуска обусловлена нежеланием СБУ Украины предоставить своим специалистам разрешение на обслуживание ракеты. И пока разрешения нет, старт отодвигается все дальше и дальше. Если не удастся выписать необходимых специалистов в этот раз, то спутник «Электро-Л» задержится на планете до следующего года.
То есть почти год простаивает спутник, потому что украинские специалисты не могут приехать в Байконур и выдать свое экспертное заключение. Неужели двигатель РД-8, разработанный на стыке 70-80х, настолько уникальный, что заменить его ничем нельзя? Или груз такой массы не вытянуть какой-нибудь другой ракете? А может быть, просто спутник не из важных?
Нет, нет и нет. При желании Россия в состоянии вытащить на заданную орбиту спутник такой массы. И никакие секретные украинские двигатели не нужны. А вот оставшиеся на территории Украины ученые советской школы могли бы пригодиться. Строго на север порядка 600 километров от Байконура, и вот она — граница Российской Федерации.
Не удивлюсь, если на следующий день после старта ракеты «Зенит-2SБ», научная составляющая украинской делегации запросит политического убежища и поедет спокойно работать по профилю на ведущих российских предприятиях космической отрасли.
Наши «западные партнеры» доходчиво продемонстрировали, что в современном мире высококлассные специалисты на вес золота и в переманивании их под свою юрисдикцию нет ничего предосудительного. Почему бы не воспользоваться опытом заморской державы, тем более что дома у украинских специалистов по космическим технологиям работы по специальности нет и не предвидится.
Илья Новицкий
Источник: cont.ws