«Г-н президент, я несколько раз пытался обратить Ваше внимание на то, что мы должны снабдить революционеров соответствующим зенитным оружием, чтобы удержать русских от наращивания их вмешательства в Сирию и огромном значении этого для безопасности Королевства, но, к моему большому сожалению, мои просьбы о серьезных действиях не нашли отклика» – цитирует слова короля газета Ad-Diyar, утверждая, что получила эту информацию от своих источников при саудовском дворе.
У нас нет выбора – добавил король Салман — или Вы принуждаете Путина принять немедленное безоговорочное прекращение огня в Сирии и закончить его военную кампанию, или мы намерены пересмотреть наш союз с Соединенными Штатами и, в одностороннем порядке, предпринять прямые усилия по свержению Асада, включая, в случае необходимости, военную конфронтацию.
http://perevodika.ru/articles/30350.html
Выбора у саудитов действительно нет. В целом стратегия союза с более сильным не есть новость. На Востоке она была популярна всегда. Впрочем, не только на Востоке. Но при этом собственные претензии на величие у местных региональных лидеров никуда не делись. Они и прогибались под США лишь потому, что видели в этом возможность использовать “силу Америки” для достижения своих целей.
Пока ожидания оправдывались, система работала. Сейчас она явно работать перестала. Более того, в регионе происходит разрушение всего того, что саудиты выстраивали с 1947 года. Мало того, что сюда опять пришли русские, так они еще проводят свою собственную политику, в которой монархиям отводится место – или в общий строй и выполняй приказы или вали в сторону, не путайся под ногами, бо зашибу. Кому же такое понравится? Тем более на Востоке, где дистанция от личного возмущения до хватания за шашку всегда была очень короткой. США перестали выполнять роль эффективного сдерживателя России, значит возникает вполне обоснованный вопрос – а надо ли продолжать с ними союзничать и по их правилам играть. Степень прогиба прямо зависит от размера глобальной силы прогибающего. Судя по текущим событиям силу прогибающий явно утрачивает.
Другой вопрос, что саудиты при этом продолжают оставаться в весьма иллюзорном мире. На протяжении более полусотни лет они считали себя одной из крупнейших региональных сил. У них было очень много денег. У них было очень много новейших дорогих “самых лучших” военных игрушек. Даже среди ведущих “развитых стран” мало найдется тех, чей танковый парк превышает тысячу штук, а у саудитов их более 1100, причем, около 700 – новейших французских “Леклерков”. Самое смешное, что этих танков даже у французской армии в строю есть меньше.
Но эта красивая на парадах армия ни с кем толком никогда не воевала. Потому говорить об угрозах военного вторжения в Сирию против Асада, чреватого прямым военным столкновением с ВКС РФ можно только с учетом “успехов” армии Королевства в Йемене. А там она выглядит бледно. Не смотря на коалиционное вмешательство и, на бумаге, абсолютное превосходство над противником, к настоящему моменту хуситам удалось захватить и удержать под своим контролем город на территории КСА. Он конечно мелкий и не особо что значит в стратегическом смысле, но факт остается фактом. В результате боевых действий армия Королевства не только не разгромила повстанцев в соседней стране, но и не смогла предотвратить утраты части территории собственного государства.
Впрочем, это не удивительно, если учесть, что общая численность сухопутных сил КСА составляет всего 75 тыс. человек. Из которых к операциям вообще можно привлечь не более 50 – 55 тыс. В любой армии есть части боеспособные и части “тыловые”. Саудовская Аравия тут исключением не является. С учетом необходимости держать силы для контроля ситуации на собственной территории, к любого рода зарубежным войнам может быть привлечено не более 20 тыс. человек из которых 13 тыс. уже задействованы в Йемене. Так что на “военное вмешательство в Сирии” у саудитов найдется от силы 7 тыс. штыков, что безусловно недостаточно для хоть чего бы то ни было. Одной только пехоты Хезболлы в Сирии насчитывается более 3 тыс. бойцов, а иранского Корпуса Стражей – не менее 7 – 8 тыс. Причем, прямое вторжение КСА в Сирию почти наверняка обернется расширением иранской военной помощи до открытого ввода войск в помощь Асаду. Для Королевства это очень плохой вариант. Для США, кстати, тоже, так как придется как-то реагировать, а на это у Вашингтона нет ни сил ни средств.
Словом, король блефует. Но блефует лишь от части. Уже сам факт подобного ультиматума означает подтверждение утраты Америкой своего влияния в регионе.
Кстати, нельзя исключать и совершенно “невероятного” варианта, когда Вашингтон “договорится” с Москвой и позволит, сначала саудитам на эмоциональных понтах вляпаться в сирийский конфликт, а потом кому-нибудь, вроде иранцев, вместе с русскими, саудовскую армию сильно побить. Конечно без вторжения непосредственно на территорию Королевства, но и простого раскатывания в блин пары саудовских бригад будет достаточно, чтобы король задумался над восстановлением былой системы взаимодействия с Америкой. При всей чудовищности плана, в целом американскому подходу к геополитической стратегии он нисколько не противоречит.
Хотя конечно саудовцы не могут не понимать столь очевидной подставы и вряд ли пойдут дальше угроз военного вторжения в Сирию. Однако следует понимать, что блефует король только в этом моменте. Во всех прочих он вполне реален. Королевству необходим возврат высоких цен на нефть и саудиты больше не видят для себя пользы от тесного сотрудничества с Вашингтоном.
Александр Запольскис
Источник: cont.ws