Россия ежегодно из-за таяния вечной мерзлоты и размытия берегов северных морей теряет территорию, приблизительно равную карликовому европейскому государству Андорра с площадью 468 кв. километров, заявил врио директора Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН, доктор геолого-минералогических наук Дмитрий Дроздов.
«Мы в год теряем за счет оттаивания вечной мерзлоты в береговой зоне северных морей где-то с территорию Андорры. Берега и на юге тоже размываются, но на севере они размываются гораздо быстрее. Как это происходит? Волна ударяет в вечномерзлый грунт, передает тепло, и этот грунт оттаивает. На юге, если берег разрушился, лежит песок, «охраняет» берег от дальнейшего размывания. А здесь, поскольку в грунте много льда (до 80%), ничего не остается, и волна бьет уже в следующий участок грунта», – приводит слова Дроздова ТАСС.
Он пояснил, что скорость разрушения берегов варьируется в разных местах от одного-двух до десятков метров. Это зависит от множества факторов, в том числе характера береговой линии, штормовой обстановки на море и от того, насколько долго сохраняется на море ледяной покров.
При этом укреплять берега, как это делается в южных морях, на севере бессмысленно, поскольку таять от этого они не перестанут, подчеркнул Дроздов.
«Это процесс естественный, процесс неизбежный. Вспомните легенды про Землю Санникова. Сегодня есть несколько предположений о том, где могла быть эта земля. Сейчас там, где берег размыло, образуются отмели, где глубина метр-два. А 150 лет назад это был остров, там вполне могли жить люди», – сказал Дроздов.
Мерзлота на российской территории делится на три зоны – островную, где она представлена «очагами», прерывистую – мерзлоту с островами талого грунта и сплошную. Границы между зонами сплошной и прерывистой мерзлоты (проходят чуть севернее Воркуты и Салехарда, южнее Норильска, Якутска и Анадыря) стремительно смещаются на север.
«Эта граница за последние 40 лет на участке, на котором осуществляет мониторинг наш институт, сдвинулась на 30 километров на север. Это достаточно много», – отметил эксперт.
Мерзлота, пояснил он, начинает таять тогда, когда тепло накапливается у поверхности земли в достаточном количестве, чтобы в структуре грунта произошли существенные изменения. Смягчение климата в последние десятилетия стало своеобразным «спусковым крючком», запустившим этот процесс.
Таяние мерзлоты, как объяснил Дроздов, будет сопровождаться дальнейшим потеплением, что приведет к перераспределению родов деятельности человека по территории. Так, например, при повышении климатической нормы на 1-2 градуса такие теплые плодородные земли как Ставрополье и Краснодарский край станут испытывать дефицит воды, а их место сельскохозяйственных угодий займут такие территории как Воронежская область.
«В Подмосковье начнет расти больше травы. Значит, можно будет выращивать больше коров. То же самое касается и Западной Сибири. Самые благоприятные территории сдвинутся на 200-300 километров на север», – отметил Дроздов.
Другим следствием таяние мерзлоты является загрязнение подземных вод, в том числе появление в них вредоносных бактерий, очищать которые достаточно сложно.
Однако наиболее тяжелые последствия потепление будет иметь в виде того же размывания берегов, которое ускорится, приведет к загрязнению воды и, в конечном счете, серьезному ухудшению экологии, добавил ученый.
Источник: vz.ru