Перевод материала о том, что Евросоюзу грозит попасть в нефтяную зависимость от Саудовской Аравии.
Недавно в терминал Naftoport, расположенный в польском городе Гданьск, прибыл груз сырой нефти от Saudi Aramco. Ну, в самом этом факте нет ничего примечательного. В конце концов, отгрузочная способность терминала составляет 34 миллиона тонн сырой нефти в год.
Тем не менее, на первый взгляд, «сдается мне, Луи, это начало прекрасной дружбы» между Евросоюзом и саудовскими поставщиками нефти – уж очень соблазнительна цена сделки. Только не стоит забывать, где обычно бывает бесплатный сыр.
Тут необходимо пристальнее присмотреться к поставщику. Саудовская Аравия – крупнейшее государство на Аравийском полуострове с колоссальными запасами нефти. Экономика СА базируется на нефтяной промышленности. Так и хочется спросить: где ж вы раньше-то были?
Однако этот вопрос отпадает сам собой, когда внезапно оказывается, что Саудовская Аравия уже перестала быть одной из самых процветающих стран в мире. Так, согласно докладу МВФ, в этом году королевство ожидает «бюджетный дефицит в более чем 20% от внутреннего валового продукта», оценивающийся в «100-150 млрд. долларов» (подсчеты the Daily Mail). Также доклад содержит очередной совет разнообразить источники пополнения бюджета и перестать полагаться только на нефтепромышленность.
Перевод: Профицит бюджета Саудовской Аравии
Профицит/дефицит бюджета Саудовской Аравии в процентах от ВВП
Это не первая подобная рекомендация. Мы уже и раньше слышали о планах постройки так называемых «экономических городов». Но до сих пор экспорт нефтепродуктов составляет 75% от доходов бюджета и около 90% всего государственного экспорта. А потому при нынешнем снижении цен на нефть МВФ, а вслед за ним и экономисты всех мейнстримных изданий начиная с AlJazeera и заканчивая Business Insider принялись пророчить СА неминуемое банкротство в ближайшие пять лет.
Кроме того, более полную коллекцию обвинений в СМИ в поддержке террористов и сионизма собрали разве что США и Израиль. Недавно вообще оказалось, что СА торгует также и нефтью, добытой в сирийском месторождении, захваченном ИГИЛ. Так что нет никакой гарантии, что нефть, прибывшая в Гданьск, не замешана на сирийской крови.
Однако, это уже из разряда моральных дилемм, коими большинство политиков не забивает голову. Куда важнее экономический эффект от столь, на первый взгляд, выгодных для Европы сделок. Все уже поняли, что, упорно не желая работать над расширением сферы деятельности, Саудовская Аравия будет до последнего существовать за счет своих и соседских природных ресурсов. Вполне логично то, что при нынешнем переходе нефтяной экономической сферы от «законсервированных» высоких цен к увеличению удельного веса продукции на рынке, стратегия Саудовской Аравии состоит не в сохранении своей рыночной доли, но в ее увеличении. Потому она и ищет новые рынки сбыта, заманивая ценами, которые гораздо ниже, чем стоимость эталонных марок нефти.
Тем не менее, при плачевных прогнозах и тенденции к дальнейшему снижению цен на нефть саудитов не спасет и легион новых покупателей. Они не смогут себе позволить долго демпинговать и довольно скоро поставят своих клиентов перед фактом смены договорных условий на гораздо менее выгодные.
Вероятность такого исхода довольно велика. Достаточно вспомнить хотя бы прошлогоднюю аферу британского мобильного оператора О2, когда 8 миллионов его подписчиков поставили перед фактом повышения тарифов без права расторжения контрактов. Конечно, подобные договоры по поводу поставок нефти будут заключаться на другом уровне более искушенными людьми. Однако в наше время фантастического судопроизводства отсудить можно что угодно.
К сожалению, в нынешней ситуации зарождающийся европейско-саудовский нефтяной роман обречен. Прекрасный саудовский принц на аравийском скакуне вскоре окажется жадным альфонсом. Составит за спиной доверчивой невесты грабительский брачный договор да сдерет три шкуры вместо отступных, пока мы, схватившись за головы, будем искать лазейки для освобождения из саудовской кабалы.
“А счастье было так возможно…”
Источник: inonews.info