Туристическая отрасль Египта, едва оправившаяся от последствий революции 2011 года и дальнейшей нестабильности, рассчитывала в нынешнем году на небольшой рост. Гибель российского лайнера в небе над Синаем поставила на этих надеждах крест.
Еще в сентябре министр туризма Египта Хишам Заазуа говорил о наметившихся положительных тенденциях: с января по август приток туристов в страну составил 6,6 миллиона, увеличившись на 300 тысяч по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
“Я не могу сказать, что общий климат [в отрасли] позитивный, но цифры свидетельствуют о некотором улучшении”, – отмечал он в интервью агентству Рейтер.
Даже на фоне обнадеживающей статистики министр старался быть предельно осторожным в оценках, и у него были на это основания.
После свержения в 2013 году президента-исламиста Мухаммеда Мурси активность радикалов в стране резко возросла. В 2014 году в результате подрыва туристического автобуса на Синае погибли два корейца и египтянин. В июне этого года три смертника со взрывчаткой пытались прорваться в популярный среди туристов Карнакский храм недалеко от Луксора – тогда полиция сумела отбить атаку.
Позже в июне смертник на машине протаранил автомобиль генерального прокурора страны в Каире, в результате чего тот погиб. В сентябре египетская авиация по ошибке атаковала группу мексиканских туристов в пустынной местности, остановившихся перекусить на обочине дороги: жертвами авианалета стали десять человек.
Новое несчастье
Результатом общей нестабильности в стране, а также нарастающей активности синайских боевиков, присягнувших на верность “Исламскому государству”, стал значительно сократившийся поток иностранных туристов.
Если в 2010 году Египет посетило 14,7 миллиона иностранных гостей, то в прошлом году их число сократилось до 9,9 миллиона. Доходы от туризма в египетскую экономику уменьшились с 18,6 млрд долларов в 2010 году до 14,5 млрд долларов в 2014 году (обе цифры посчитаны по нынешнему курсу; данные Всемирного совета по туризму и путешествиям).
В ноябре власти Египта намеревались запустить международную рекламную кампанию своих курортов. Случившаяся как раз в преддверии ее начала катастрофа российского А321 не только лишила намеченную пиар-акцию смысла, но и окончательно перечеркнула тот осторожный оптимизм, который ведомство министра Заазуа питало в отношении итоговых показателей текущего года.
“Последние события имеют катастрофические последствия для индустрии туризма в Египте”, – констатирует в интервью Би-би-си старший аналитик по туризму лондонского агентства Euromonitor International Надежда Попова.
Еще более катастрофическими эти последствия кажутся в свете того, что сначала Британия, а в пятницу и Россия приостановили полеты в Египет из-за сообщений о возможной причастности “Исламского государства” к катастрофе самолета.
Именно эти две страны дают Египту наибольшие потоки туристов. По данным Euromonitor International, в прошлом году Египет посетили 2,8 миллиона россиян и 1,01 миллиона британцев (речь идет обо всех поездках, а не только с туристическими целями). По некоторым сообщениям, в 2013 году каждый пятый турист в Египте был из России.
Египетские официальные лица пытаются снизить градус напряжения вокруг трагедии и ее последствий для туротрасли. Посол республики в России Мухаммед Бадри заявил, что ожидает постепенного восстановления спроса на отдых в стране.
“Последствия заметны, когда это касается вопроса аннулирования туров. Это небольшой процент, но, тем не менее, я ожидаю, что в течение следующей недели или нескольких недель российские туристы вновь обретут уверенность. Египет – это лучшее направление, выгодное, знакомое россиянам”, – сказал он в интервью Интерфаксу, опубликованном в четверг.
Валютный ручей
Главная проблема заключается в том, что упадок туристической отрасли неизбежно приведет к тяжелейшим последствиям для египетской экономики в целом.
Если брать не прямой вклад индустрии в ВВП страны, а кумулятивный, в котором считается стоимость продукта связанных с туристической отраслью производств (легкая и пищевая промышленность, аренда, частные и государственные инвестиции в туризм и так далее), то даже в 2014 году, далеком от рекордов предкризисного 2010 года, эта цифра составила 12,8%.
До 70% иностранной валюты приходит в страну из двух источников: плата за пользование Суэцким каналом и туризм. В прошлом году в секторе было занято 2,9 миллиона египтян, то есть 11,6% экономически активного населения.
Резкое сокращение турпотока нанесет очередной удар по экономике страны, которая никак не может выйти из затяжного пике, начавшегося после январской революции 2011 года. Египет продолжает сталкиваться с хроническими проблемами в валютно-финансовой сфере: дефицит внешней торговли достиг в 2014 году 15% ВВП, золотовалютные резервы сократились примерно в два раза до 16,7 млрд долларов, дефицит государственного бюджета составил в прошлом году 12,8% ВВП, инфляция разогналась до 10,1%.
Потенциал восстановления
Другой стороной правды является то, что, несмотря на все трудности, туристический сектор Египта имеет свойство быстро восстанавливаться от шоков.
В 1997 году исламисты с автоматами и мачете напали на иностранных туристов в Луксоре. Тогда погибли 62 человека, в том числе граждане Швейцарии, Великобритании, Германии.
После спада, продолжавшегося несколько лет, поток отдыхающих полностью восстановился и даже вырос.
Мировой финансовый кризис 2008 года также сказался на многолюдности египетских пляжей и живописных развалин: доход, генерированный отраслью, сократился по итогам 2008-2009 финансового года на 3,1% по сравнению с предыдущим финансовым годом. Однако уже 2010 год показал рекордные значения, не превзойденные и сейчас.
“Египет [в прежние времена] всегда воспринимался как спокойная и защищенная гавань в неспокойном регионе. Недавние события, однако, трансформируют такое восприятие, и это может продлиться довольно долго, если египетское правительство не примет адекватных мер безопасности”, – говорит Надежда Попова из Euromonitor International.
Впрочем, отношение к Египту как туристскому направлению зависит не только от действий его властей, но и от психологии туристов, указывают эксперты. Так, известно, что россияне смотрят на проблемы безопасности на отдыхе гораздо шире, чем жители других стран, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
“На других рынках восстановление после подобных инцидентов происходит намного дольше. Особенно если фиксируются инциденты, связанные с военными действиями, со стихийными бедствиями и с любыми другими обстоятельствами, которые могут теоретически нанести вред здоровью отдыхающих. В этих случаях очень многие страны реагируют мгновенно, и эта реакция длится месяцами, восстановление происходит довольно медленно”, – заявила она Би-би-си.
Ее слова подтверждаются данными Euromonitor International: поток туристов из Британии, Германии и Италии после свержения Хосни Мубарака в 2011 году значительно сократился, в то время как российские граждане, переждав революционный 2011 год, следующим летом вернулись.
На 17-19 ноября намечен визит в Россию египетского министра туризма Хишама Заазуа. Привезет ли он с собой аргументы, которые будут достаточно убедительными, чтобы россияне и на этот раз не заносили Египет в блэк-лист надолго, пока не ясно.
Источник: bbc.com