Украинский кризис: время платить по счетам

Украинский кризис: время платить по счетам

В декабре 2013 года украинские власти получили срочную кредитную помощь от России. Размер этой помощи общеизвестен – 3 млрд. $. Не является тайной общий объем запланированных кредитных вливаний – 15 млрд. $ в течение одного 2014 года.

Что больше суммарной «помощи» от ЕС, МВФ, США, ЕБРР и т.д. за два постмайданных года. Финансовая и экономическая выгода предполагаемых российско-украинских проектов в области кораблестроения, металлургии, машиностроения, энергетики и т.д. гораздо больше 15 миллиардов. Об упущенных возможностях двухлетней давности можно рассуждать долго и красочно, но история не терпит сослагательного наклонения.

В феврале 2014 власть на Украине сменилась противозаконным и преступным путем. Долг перед РФ остался. Сегодня как-то не принято вспоминать, что новое руководство Украины стремилось его приумножить. Старалось приблизить 3 млрд. $ к 15 млрд. $, вопреки всем обидам о референдумах. Проводились консультации и переговоры на эту тему с кредитором (он же агрессор, он же захватчик, он же работодатель для миллионов украинцев, он же поставщик энергоресурсов с обязательной скидкой). Только в 2015 году в Киеве догадались назвать трехмиллиардный кредит взяткой прошлому режиму. Догадка озарила высшее должностное лицо с огромным бизнес-опытом и личным состоянием. Мол, с нас теперь и взятки гладки, какой-такой возврат займа?

Вот уже несколько месяцев вокруг и около российского кредита разыгрывается низкопробное шоу«Долги отдают только трусы, не посрамим Европы кружева!». Несть числа заявлениям украинских чиновников об отказе платить по счетам. О российской обязанности реструктурировать задолженность. О желательности эту задолженность простить. Или присовокупить к компенсациям за Крым. Или за газ. Или за Донбасс. Или за всё оптом и еще миллиардик сверху. Лично для премьера с одним процентом популярности и одним уже заработанным миллиардом.

Объективно никакой законной возможности увильнуть от погашения долга у официального Киева нет. Собственно, как и нет возможности отказаться от купонных платежей по данному кредиту. Они своевременно и в полном объеме были внесены в июне и декабре 2014 года, равно как и в июне года 2015. Вопреки всей громоподобной риторике от всех (без)ответственных лиц. Конкретные обстоятельства выдачи и обслуживания «кредита преткновения» таковы:

Заем предоставлен под 5 % годовых. При среднем размере коммерческого кредитования Украины в декабре 2013 на уровне 12 % годовых. Что позволило заработать российской стороне 300 млн. $ (223 млн. $ уже получено в ходе трех купонных платежей). Одновременно сторона украинская за два года сэкономила 420 миллионов долларов!

Заем предоставлен как размещение межгосударственное и профинансирован из государственных средств РФ. Не напрямую из российского бюджета, но из российского Фонда Национального Благосостояния.

ФНБ РФ представляет собой «часть средств федерального бюджета Российской Федерации, подлежащих обособленному учёту и управлению». ФНБ РФ не предоставляет коммерческих кредитов согласно своему юридическому и имущественному статусу.

Трудно понять, на каком основании власти РФ должны присоединиться к реструктуризации коммерческого долга Украины. Без переговоров и с постоянным медийным прессингом оскорбительной формы и ничтожной сути. Хотя соглашение Киева с фондом Franklin Templeton больше похоже на отложенный прыжок в долговую пропасть. Но кредит РФ не является коммерческим и в принципе не подлежит реструктуризации, пусть и на кабальных условиях для заёмщика.

Заем в 3 млрд. $ предоставлен с возможностью досрочного и немедленного истребования всех кредитных средств и купонных выплат. При условии превышения государственного (не коммерческого!) долга Украины показателя в 60 % от ВВП. Данный макроэкономический параметр – немыслимый при вороватом диктаторе-взяточнике! – успешно преодолен его преемниками в январе 2015 года. С тех пор госдолг Украины неумолимо сближается с объемом валового внутреннего продукта и по итогам нынешнего года вполне способен превзойти 100 %. Финансовое милосердие доступно не только лишь всем, даже теоретически.

Заем в 3 млрд. $ оформлен евробондами в рамках британского имущественного права. При отказе погашать подобный кредит неизбежно разбирательство в британских судах. Система евробондов измеряется триллионами долларовых обязательств. Рисковать стабильностью такого финансового гиганта, ставить под сомнение вековое реноме британского правосудия ради… чего? Ради желания псевдоевропейских временщиков выдать межгосударственный кредит за взятку?! Ради посягательства на священное право собственности? В лучшем для Киева случае британская Фемида затянет рассмотрение существа дела – тем самым задушив инвестиционную привлекательность страны-сутяжника.

Время платить по кредитному счету в 3 млрд. $ наступает 20 декабря. Еще имеется возможность перезанять по линиям МВФ, ЕС, у отдельных стран еврозоны, у международных финансовых организаций. США недавно предоставили киевским реформаторам очередной миллиард кредитных гарантий. Золотовалютные резервы гiдности достигли 12 млрд. $ (при запланированном уровне в 18 млрд. $). Пусть с напряжением сил, но средства для возвращения долга РФ найдутся.

Киеву придется платить по счетам. Сохранение оплаты в сугубо финансовых рамках отвечает интересам самой украинской власти. Остается посочувствовать следующему составу киевского правительства. Серьезная смена персон маячит на политическом горизонте, параллельно с приближением 20 декабря.

Новым властям достанутся оскудевшие ЗВР, пикирующая экономика, долги выше ВВП, скепсис западных кураторов и развал государственного управления. Вот кто будет иметь все основания для жалоб на «папередников». Вот от кого будут ждать уже не реформ, а настоящих чудес. Или машины времени для возвращения крупной европейской страны всего на два года в прошлое – в последний день ноября 2013 года.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий