Для России, Египта, США и Британии расследование утверждения ИГИЛ о его ответственности имеет высокие геополитические ставки.
Расследование того, кто или что привело к крушению российского чартерного самолета над египетским Синайским полуостровом в прошлые выходные, обострилось в четверг до геополитического спора с высокими ставками, когда британский премьер-министр Дэвид Кэмерон во время совместной пресс-конференции в Лондоне со своим египетским коллегой сказал, что причиной была “вероятнее всего бомба террористов” – и его слова тут же поставили под сомнение российские и египетские официальные лица.
Если это правда, то утверждение Кэмерона подтвердит опасения, что синайскому филиалу “Исламского государства в Ираке и Леванте” (ИГИЛ), который взял на себя ответственность за инцидент, удалось совершить худшую атаку на коммерческий самолет после 11 сентября (2001 года). Ставки египетского расследования являются огромными для всех сторон: для Египта, чьи процедуры досмотра в аэропорту Шарм эль-Шейха не смогли обнаружить предполагаемую бомбу; для России, чьи граждане были среди большинства 224 погибших на борту самолета; и даже для Британии, которая в пятницу начала отправлять около 20000 ее граждан, пойманных в ловушку на Синае, обратно домой. И результат расследования, особенно если он укажет на ИГИЛ, будет иметь далеко идущие последствия для возглавляемой США региональной войны против этой группы, угроза со стороны которой, судя по всему, не уменьшилась.
Такие вооруженные группы как ИГИЛ иногда берут на себя ответственность за атаки, в которых они не участвовали, но эксперты по безопасности говорят, что Кэмерон, скорее всего, прислушался к британской разведке в отношении угроз ИГИЛ, сделанных до атаки. Американские чиновники, тем временем, поддержали его утверждения, дав понять журналистам, что была замечена вспышка, когда самолет падал, возможно, от бомбы, что президент Обама признал во второй половине четверга “вероятным”.
Для Египта доказательство атаки ИГИЛ с массовыми жертвами против иностранных граждан будет катастрофическим. В краткосрочном плане это нанесет еще больший урон экономике страны, особенно ее туристическому сектору, в котором произошел резкий спад в условиях нестабильности, вызванной ответвлением ИГИЛ в Синайской провинции. Британия, которая приостановила коммерческие рейсы в регион, работает над эвакуацией ее оставшихся граждан на Синае.
Президент Египта Абдель Фаттах эль-Сиси первоначально назвал заявление ИГИЛ о его ответственности “пропагандой”. Но во время визита в четверг в Лондоне для встречи с Кэмероном Сиси не стал оспаривать утверждение Кэмерона о “бомбе террористов”, попытавшись вместо этого уверить британцев, что он планирует реализовать “самые высокие, насколько это возможно, меры безопасности” в Шарм эль-Шейхе, курортном городе на Красном море. Ранее в этом году британские чиновники выражали беспокойство в связи с общеизвестной слабой безопасностью в аэропортах. Для Сиси, поддерживаемого США авторитарного лидера, атака с массовыми жертвами также поставит под сомнение эффективность его авторитарного жестокого преследования египетских исламских группировок, включая мощную организацию “Братьев-мусульман”, которую он считает единой с ИГИЛ “террористической” организацией.
Россия также резко отвергла британские утверждения как преждевременные. В телефонной беседе с Кэмероном в четверг российский президент Владимир Путин настоятельно утверждал, что любая “оценка причин крушения должна основываться на данных”, согласно заявлению Кремля с описанием этой беседы.
Последствия подтвержденной атаки ИГИЛ на российских мирных граждан будут тяжелыми для Путина, говорят аналитики. Он начал недавно воздушную кампанию против того, что он называет “террористами” в Сирии, якобы объединившись с союзниками США и Запада против ИГИЛ, хотя удары приходятся в основном по группам, восставшим против сирийского режима. Тем не менее пропаганда ИГИЛ нацелилась на то, что она называет российским империализмом на Ближнем Востоке, что усиливает беспокойство, что ответвление группы на Кавказе может нанести ответный удар на российской территории.
Согласно анализу инцидента на Синае группой Soufan Group, базирующейся в Нью-Йорке разведывательно-консультационной фирмы, Путин может теперь пересмотреть то, является ли интервенция в Сирии “благоприятной возможностью для продвижения репутации России в мире с относительно низкой ценой и риском”. До начала интервенции его рейтинг приближался к 90 процентам. “Но если русские теперь посчитают, что в результате российской интервенции они не находятся в безопасности в их любимых местах отдыха в Турции, в странах Залива и Северной Африке – не говоря уже о доме – то настроения могут повернуться против него”.
В более широком смысле, сказала группа Soufan, у США и их партнеров в региональных военных усилиях против ИГИЛ могут быть причины пересмотреть их расчеты. ИГИЛ давно считают отклонением от его предшественницы, Аль-Каиды, в том смысле, что ИГИЛ концентрирует свои атаки и пропаганду на захвате территории. Удары по далекому врагу, как это сделала Аль-Каида 11/09, но не смогла повторить это в таких же масштабах, не входят в список главных задач ИГИЛ. В посланиях ИГИЛ новобранцев в других частях мира поощряют строить самопровозглашенный халифат и отражать атаки его ближайших врагов.
Soufan добавляет, что “Атака на Синае является первой и она дает сигнал, что Исламское государство стало способно – и заинтересовано – в том, чтобы вступить в наводящие ужас ряды глобального терроризма”.
Источник: cont.ws