Каждый второй пришедший на выборы турецкий избиратель проголосовал на парламентских выборах за правящую «Партию справедливости и развития».
Второй раз за минувшие пять месяцев в Турции прошли выборы в парламент страны. Внеочередное голосование, состоявшееся первого ноября, было инициировано руководством умеренно-исламистской «Партии справедливости и развития» (ПСР, Adalet ve Kalkınma Partisi, AKP), к которой принадлежат президент страны Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan) и премьер-министр Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoğlu). Дело в том, что на июньских выборах представители ПСР так и не смогли набрать большинства голосов, поэтому партия фактически утратила статус правящей политической силы. Эксперты утверждали тогда, что поражение ПСР отнюдь не было случайностью. Действительно в стране падали темпы экономического роста, местная валюта дешевела, а внешнеторговый дефицит рос. При этом уровень безработицы в Турции достиг 10%, что особенно было ощутимо для молодых граждан страны.
Резко усугубили ситуацию серьёзные просчёты Эрдогана во внешней политике. Так, турецкий лидер был уверен, что режим Башара Асада (Bashar Assad) долго не продержится, поэтому открыто выступил против официального Дамаска. Однако эти расчёты оказались неверными: сирийский президент сумел усидеть в своём кресле, а вот в Турцию хлынули миллионы беженцев, спасающихся от войны.
Сегодня все эти факторы по-прежнему оказывают влияние на настроения турецких избирателей. Однако всё же данные резоны отошли на второй план, так как оказалось, что больше всего сейчас волнует жителей Турции «решение курдского вопроса». Продемонстрировав себя в качестве сильного лидера, что традиционно импонирует турецким избирателям, Эрдоган сумел реализовать свой план по стабилизации страны. Заняв здесь достаточно жёсткую позицию, турецкий президент перетянул в ряды своих сторонников даже тех, кто ранее сочувствовал борьбе курдов. Так, благодаря своему курсу ПСР сумела отобрать голоса у праворадикальной Партии националистического движения, лишившейся почти 5% голосов.
Таким образом, 317 депутатов из 550 будут теперь представлять в парламенте «Партию справедливости и развития». Это означает, что ПСР уже в четвёртый раз сможет в одиночку сформировать правительство страны, чего ранее не могла добиться ни одна турецкая партия. Понятно, что ключевой задачей нового кабинета должна стать нормализация обстановки в юго-восточных регионах страны, по-прежнему охваченных кровопролитными столкновениями между турками и курдами. Стремится руководство страны и к проведению реформы Конституции, которая бы позволила резко расширить полномочия президента. По сути, речь идёт о том, чтобы начать процесс перехода сегодняшней парламентской республики в президентскую. Однако сделать это будет очень непросто – так, правящей партии необходимо заручиться поддержкой 330 депутатов Меджлиса. Так что многие обозреватели говорят сейчас не о стратегической, а исключительно о тактической победе Эрдогана.
Как бы то ни было, уже абсолютно ясно, что западным лидерам придётся и дальше договариваться именно с турецким президентом по главной сегодняшней проблеме Европы – ситуации с беженцами. Но с большой долей вероятности можно предположить, что здесь возникнут новые сложности, а переговорный процесс затруднится. Ахмет Давутоглу ещё в ходе предвыборной кампании чётко заявил, что его страна не будет удерживать у себя беженцев помимо их воли, так как «беженцы – это гости». По словам премьера, турецкая культурная традиция «не позволяет относиться к гостям как к заключённым». Вряд ли такая позиция понравится европейским лидерам, которые 16 ноября соберутся в турецком курортном городе Белек на саммит G-20.
Алекс Вайден
Источник: rg-rb.de