Cегодня, после крушения авиалайнера компании “Когалымавиа” над Синайским полуостровом, главной и, пожалуй, уже единственной версией произошедшего, стал теракт.
Англия запретила полеты в Египет и стала в одностороннем порядке эвакуировать своих граждан спецрейсами, сегодня запрет на полеты ввела Россия. Количество туристов, пожелавших посетить Египет, резко сократилось. Как в России, так и на Западе.
Если говорить откровенно, то версия о теракте с самого начала была основной. Наши ее не афишировали из-за политкорректности, поскольку она могла нанести ущерб Египту, дружественной России стране. Это сделали другие.
Итак, теракт. Isfecitcuiprodest- сделал тот, кому выгодно. Известное латинское изречение.
И в самом деле, кому выгодно? Чего хотели добиться? Прекращения российской операции в Сирии? Ой ли. Российского президента не запугать. И не сбить с курса. Норд-Ост и Беслан это всем наглядно продемонстрировали. Тогда на кого все это было рассчитано? Отставим пока в сторону вопрос про выгодоприобретателя, и посмотрим, кто понес от произошедшего основной ущерб. Это – Египет. Его туристическая отрасль, доля которой в ВВП составляет 12%, на грани краха. Это существенная цифра, если учесть, что около 26% населения Египта живет за чертой бедности и крах туристической отрасли бьет прежде всего по ним. Именно эти люди являются основной электоральной базой братьев мусульман, которых недавно с таким трудом отстранили от власти военные во главе с генералом Абдель Фаттах Аль-Сиси, ставшим новым президентом Египта. И совершенно естественно заподозрить в теракте именно “братьев мусульман”, которым подрыв позиций Абдель Фаттах Аль-Сиси на руку прежде всего.
Поэтому не стоит связывать гибель самолета с сирийскими событиями. Ближневосточный узел настолько сложен, что однозначного ответа мы не получим никогда. Просто российский самолет удобен для отвода глаз. На самом же деле нужно повнимательнее посмотреть на окружение Египта и на их интересы.
Казалось бы, поддержка Египтом России в Сирийском вопросе, и привлечение Россией Египта к сирийскому урегулированию должно вызвать неудовольствие прежде всего Саудовской Аравии. Но нельзя забывать про многомиллиардные долларовые кредиты, выданные саудитами Египту, а также о военной поддержке Египта саудовской операции в Йемене. Саудитам внутриполитическое обострение в Египте не нужно. Как оно не нужно и другим государствам Ближнего Востока. За исключением одного – Катара.
Про Катар, и его возможной роли в гибели российского самолета не пишут. Однако, амбиции этой монархии Персидского залива и его финансовые возможности выходят далеко за рамки региона. Катар стремится конкурировать за влияние с такими серьезными игроками, как Саудовская Аравия и Иран.
И если говорить совсем уж откровенно, то главным союзником США в регионе и проводником его идей является отнюдь не Саудовская Аравия, а именно Катар, на небольшой территории которого находятся несколько американских военных баз. Более того, сам Катар можно считать одной огромной американской военной базой. В 2002-03 гг. сюда из Саудовской Аравии был перемещен ЦЕНТКОМ, центр управления американскими войсками в районе Ближнего Востока и Индийского океана. Штаб этого управления находится на авиабазе «аль-Адид» в районе Хур-аль-Адид к юго-востоку от катарской столицы. Именно Катар является основным логистическим центром поддержки традиционного союзника США в регионе – Израиля.
В силу огромных доходов от продажи нефти и газа Катар стал богатейшим государством региона, Братья мусульмане в Египте и ИГИЛ в основном порождение именно катарских денег, на что США преднамеренно закрывают глаза. Официальное вступление Катара в антиИГИЛовскую коалицию под эгидой США никого не должно вводить в заблуждение.
Отношения с Египтом у Катара не сложились. В начале этого года Катар даже отзывал посла в Египте для консультаций, после того, как постпред Египта в Лиге Арабских Государств (ЛАГ) Тарек Адель обвинил Доху в поддержке терроризма в Ливии и Сирии. На заседании Лиги арабских стран был принят документ, признающий право Египта в качестве «самообороны» наносить удары по террористическим организациям. Катар стал единственной страной, отказавшейся голосовать за этот пункт.
На днях Катар официально заявил, что готов организовать интервенцию в Сирию для поддержке антиАсадовских сил. Сложно сказать, что побудило правителей Дохи сделать такое заявление. Сам Катар организовать интервенцию не в состоянии. Очевидно то, что они сильно раздражены действиями России в Сирии, откровенной поддержкой этих действий Египтом, а также политическими маневрами Саудовской Аравии, оказавшейся самой между молотом и наковальней.
Поражение ИГИЛ в планы Катара не входит, воспрепятствовать России они не могут. Остается только подставить под удар симпатизантов России из числа ближневосточных стран, прежде всего Египет, где финансируемое Катаром исламистское подполье имеет определенные возможности.
Очевидно, что США и Великобритания в курсе дела, о чем свидетельствует их поведение в последние дни. Наверное, им не стоило бы так откровенно вести себя в деле обрушения туристической отрасли Египта, но других вариантов как то не просматривается, а реагировать надо. Вот тут Катар и пригодился.
Что делать России в этих обстоятельствах? Ни в коем случае не сбавлять активности в Сирии, и при этом по максимуму обеспечить безопасность своих граждан. Наверняка, теракт будет не последним. Планируются еще. И сегодняшний запрет полетов российских самолетов в Египет не случаен. Но что делать с Катаром? Тот ведет себя уверенно и нагло. Чемпионат мира по футболу, который он, совершенно очевидно, купил, тому подтверждение.
Россия в курсе. Реакция последует. Как всегда эффективная и взвешенная. Вот только людей не вернешь.
Источник: politobzor.net