Бурильщики сланцевой нефти в Техасе и Северной Дакоте держатся дольше, чем кто-либо ожидал, но они слишком зависимы от торговли нефтью на уровне выше 60 долларов за баррель, чтобы оставаться прибыльными.
После того, как американская индустрия сланцевой нефти продержалась почти год, она находится на грани полной капитуляции. Причина этого неминуемого краха проста: всегда побеждает производитель с самыми низкими издержками производства. В данном случае самыми рентабельными производителями являются Саудовская Аравия и ее близкие арабские союзники из Залива, которые по сути и контролируют Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). К их чести, бурильщики и операторы сланцевой нефти в Техасе и Северной Дакоте держатся намного дольше, чем кто-либо ожидал, после того, как ОПЕК начала превентивную ценовую войну в ноябре прошлого года. Однако год торговли нефти на среднем уровне около 50 долларов за баррель привел, наконец, к тому, что ситуация со значительным увеличением нефтедобычи в США, что так беспокоило богатых нефтью шейхов Залива, развернулась в обратном направлении.
Общая добыча в США сократилась почти на 600000 баррелей в день (бвд) с конца первого квартала, и самое большое падение добычи произошло недавно, когда операторы начали испытывать финансовое давление, вызванное резким падением цен из-за действий ОПЕК. К следующему году правительство США ожидает, что добыча упадет до среднего показателя в 8,6 миллионов баррелей в день – с 9,3 миллионов баррелей в день в 2015 году.
Согласно Марку Пэйпа, бывшему главе американской специализированной сланцевой нефтяной компании EOG Resources, это только начало спада в Северной Америке. Выступая на ежегодной конференции “Нефть и деньги” в Лондоне на этой неделе, г-н Пэйпа сказал: “Мы скоро увидим достаточно значительное падение роста нефтедобычи в США”.
Непреодолимая проблема, с которой сталкивается американская индустрия сланцевой нефти, заключается в том, что она слишком сильно зависит от цены на нефть выше 60 долларов за баррель, чтобы оставаться прибыльной. Безубыточная цена в таких самых производительных районах Америки как “Игл Форд” и “Баккен”, как считается, варьируется от 54 до 70 долларов за баррель, что в настоящее время означает, что производители работают с убытком, надеясь на то, что ОПЕК, наконец, пойдет на попятный и сократит добычу.
В этих условиях единственное, что поддерживает многих американских производителей на плаву, это кредитование, которое до настоящего момента было дешевым и в избытке. Согласно данным информационной компании Factset, уровень задолженности американских нефте- и газопроизводителей вырос почти до 170 миллиардов долларов (111 миллиардов фунтов) в этом году, по сравнению с 81 миллиардом долларов пять лет назад. Но издержки обслуживания этой задолженности также выросли в геометрической прогрессии после того, как рейтинги ряда операторов были понижены до “ненадежных”.
ОПЕК теперь нужно лишь поддержать ее хрупкое согласие и толкать немного сильнее, чтобы вся сланцевая индустрия в США разорилась. Однако организация, состоящая из 12 в основном ближневосточных нефтепроизводителей, сама испытывает неприятности из-за низких цен на нефть. Ее самым богатым странам-членам, таким как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт, приходится обращаться к своим запасам иностранной валюты впервые за почти 20 лет, чтобы восполнить выпадающие доходы.
Для более бедных стран-членов ОПЕК, таких как Венесуэла, Алжир и Нигерия, наступил теперь переломный экономический момент. Без огромных фондов благосостояния и в условиях изобилия дешевой нефти они близки к краху и требуют, чтобы ОПЕК пересмотрела свою текущую стратегию.
Хотя генеральный секретарь ОПЕК объявил о встрече нефтяных экспертов в Вене позднее в этом месяце, весьма маловероятно, чтобы министры организации собрались раньше их следующей запланированной встречи в декабре. Тем временем Саудовская Аравия продолжает добывать рекордные объемы нефти свыше 10,5 миллионов баррелей в день, и эта стратегия является насмешкой над общим потолком объема производства в 30,5 миллионов баррелей в день. А еще есть Иран и Ирак. Взятые вместе эти близкие политические союзники на Ближнем Востоке являются крупнейшим вызовом для господства Саудовской Аравии в ОПЕК. Однако обе эти страны отчаянно нуждаются в более высоких ценах на нефть, чтобы помочь им поддержать их разрушенные экономики.
Багдад компенсирует падающие цены на нефть производством большего количества нефти. Второй крупнейший производитель ОПЕК добывает теперь около 4 миллионов баррелей нефти, чтобы пополнить свои сокращающиеся валютные резервы, которые уменьшились примерно на 20 процентов в этом году.
Иран также рвется увеличить свою добычу, предвидя окончание его экономической изоляции от остального мира.
Согласно иранскому правительству, страна может увеличить производство нефти примерно на 500 000 баррелей в день через несколько месяцев после полного снятия экономических санкций. Исламская республика уже готовится к возвращению международных нефтяных компаний, которые могут помочь существенно увеличить добычу.
Ведущий чиновник по нефти Сейед Мехди Хосейни сказал заполненной западными топ-менеджерами аудитории на конференции “Нефть и деньги”, что Тегеран готов предложить 50 новых проектов международным инвесторам. Любое значительное увеличение поставок иранской нефти усилит текущую перенасыщенность рынков, понизив цены еще больше.
Конечно, есть риски. Геополитические проблемы снова в действии, устанавливая нижний предел цен на нефть. Размещение Россией вооруженных сил в Сирии повысило температуру в регионе до критической точки. Нефть вернулась на уровень свыше 50 долларов за баррель после этого решения, придавшего смелости Башару аль-Асаду.
Вовлечение России в ситуацию в Сирии дает Владимиру Путину плацдарм совсем рядом с основными мировыми поставками нефти и угрожает влиянию таких государств Залива как Саудовская Аравия, которые финансируют оппозиционные группы, не связанные с “Исламским государством”, в Сирии. Тем временем Рияд и его арабские союзники также ведут ожесточенный и все более неразрешимый конфликт в Йемене против поддерживаемых Ираном повстанцев.
Россия также пострадала от снижения цен на нефть, и тлеющие угли нестабильности на Ближнем Востоке все еще могут привести к резкому повышению цен на нефть, если разгорится более широкий конфликт между Ираном и арабскими государствами Залива.
Перед лицом огромной военной мощи России и нежеланием США ввязываться единственным оружием Саудовской Аравии против Кремля является сохранение низких цен на нефть.
Саудовские чиновники провели встречи с Россией на высоком уровне в последние месяцы, как и иранцы; но настоящие намерения Москвы на Ближнем Востоке остаются неопределенными, если не считать простое повышение цен на нефть.
Это может помочь американским сланцевым нефтепроизводителям, но этого недостаточно, чтобы не дать поставить эту индустрию в Северной Америке на грань выживания.
Источник: dal.by