Почему в России рыба дороже мяса

Почему в России рыба дороже мяса

Когда в бывшем СССР каждый четверг в столовых и ресторанах стали кормить страждущих исключительно морской и речной продукцией, тут же родился анекдот: «Лучшая рыба — это колбаса!» Впрочем, с последней также испытывался дефицит. Но тогда власти действительно дотировали потребителей рыбы и морской травы, развивая мощный добывающий флот и логистику. Зато приходилось в массовых объемах завозить зерно. Сейчас все изменилось с зеркальной точностью: зерновые экспортируем по 20 млн тонн в год, а рыбу, вернее, продукты ее переработки, приходится завозить из-за рубежа. И самое главное — цены на нее буквально зашкаливают, несмотря на все попытки власти их сдержать.

6 ноября Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел парламентские слушания: «Совершенствование законодательной базы как основы государственного регулирования рыбохозяйственной отрасли в целях обеспечения национальной безопасности».

Конечно, рыба и моллюски не могут сами по себе ответить за госбезопасность. Но их количество и качество — да. Дело в том, что обеспечить продовольственную независимость России только за счет хлеба и мяса с овощами невозможно. Нужны и более усвояемые и полезные белки, которые водятся в водоемах. Последних внутри России и вокруг нее — буквально миллионы. Но уловы растут медленно, а доставка в крупные города растет в цене буквально на глазах.

Как исправить эту ситуацию, и разбирались в Госдуме. Правда, надо заметить, что этой же проблемой совсем недавно озаботился президиум Госсовета РФ, который провел Владимир Путин (см. подробнее «МК» от 20 октября). Поручения президента на эту тему еще не опубликованы. Поэтому участники парламентских слушаний попытались в последний момент добиться от властей еще каких-нибудь послаблений для отрасли.

Председатель думского комитета Владимир Кашин вновь привел уничижительную формулу отраслевого ценообразования: цена самой дешевой рыбы от производителя — 75 рублей за 1 кг, логистика — еще 11 рублей. А торговые наценки — все 114 рублей/кг. Итого дешевле чем за 200 рублей морскую продукцию в центральных районах России не купишь. При этом речь не идет о семге или осетровых. Только о рыбке, потребляемой исключительно котами. И то не сейчас, а в советское дешевое время.

Но здесь важнее сам показатель торговой наценки — более половины конечной цены. Конечно, участники слушаний обвиняли в этом, как это уже давно принято, прежде всего владельцев торговых сетей, на 90%, по их данным, являющихся иностранными поданными.

Впрочем, здесь можно и поспорить. Президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Виталий Момот вывернул наизнанку логистический бизнес. Да, при перевозке с Дальнего Востока в Москву дорогих видов рыб, например, кижуча и нерки, к цене прибавляется всего-то 7–8%. О чем и любит говорить министр транспорта Максим Соколов Владимиру Путину. Но при доставке дешевых (а значит, самых потребляемых сортов), например, сельди и наваги, стоимость возрастает сразу на 35 и 30% соответственно.

Одна из причин — слишком долго везут. В среднем 20–30 дней. А значит, растут расходы на поддержание заморозки. Но в Минтрансе уже обещали сократить путь рыбы до 7 дней. Вот тогда можно будет говорить если не о снижении цены, то о ее сдерживании. Здесь также надо заметить, что ценообразование на рыбу не может оторваться от общих темпов инфляции. Так что надеяться на дешевую рыбу пока не стоит.

Но надежда уходит последней. В ближайшее время президент по итогам Госсовета от 19 октября опубликует ряд своих поручений. Помимо прочего ожидается, что по инициативе Росрыболовства отменят исторический принцип распределения квот на вылов рыбы: кто их имел, тот и опять получит. Введут взамен вновь аукционы по распределению. Могут также ликвидировать прибрежные квоты. И главное — для того чтобы обеспечить быстрый рост нового рыболовного флота, могут появиться и так называемые инвестиционные квоты. Право на вылов получат те компании, которые не только заложат на российских верфях новые корабли, но и новые рыбоперерабатывающие заводы на берегу.

Участники слушаний против президента, естественно, не пошли. Но ждут, что налоги снизят, дадут госсубсидии на строительство нового тралового флота и создадут надежную и быструю доставку рыбы в Москву. И еще — передадут госрегулирование отрасли из центра в регионы. И тогда ликвидируют Росрыболовство. А пока у семи нянек дитя без глаза.

Константин Смирнов

Источник: mk.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий