День народного единства – это, в первую очередь, память о подвиге русского народа, выбросившего в 1612 году из Москвы иноземных захватчиков. Та давняя драгоценная победа придала слову «единство» несколько толкований. Вспоминая те события, историки чаще всего обсуждают военно-политическое, религиозное и нравственное единство русского народа. Но есть еще одно толкование, о котором говорят не столь часто. Лидеры земского освободительного движения должны были встать выше той роли, которую с юных лет предопределило их происхождение. В старомосковском обществе считалось благом, когда всякий человек наилучшим образом выполнял свой долг, полученный от Бога, не выходя за рамки того, кем он был по крови, по рождению. На выскочек смотрели косо.
Однако само перекошенное время потребовало от главных людей земского движения как будто… встать на цыпочки и дотянуться до ролей, им в принципе не предназначенных, до ролей, которые должны были играть люди, стоящие гораздо выше них в общественной иерархии.
Тот же Козьма Минин, торговец, провинциальный выборный староста, занялся работой, которая предназначалась тогда исключительно для дворян. А князь Дмитрий Пожарский, дворянин из захудалого рода получил от нижегородцев пост, который в иное время должен был занимать большой вельможа, великий человек Российского царства.
Конечно, Пожарские были Рюриковичами, происходили из древнего семейства Стародубских князей. Пожарские – потомки знаменитого Всеволода Большое Гнездо, могучего властителя конца XII – начала XIII века. Родоначальник их семейства, князь Василий Андреевич Пожарский, владел обширной местностью Пожар, т.е. был очень богат. Его отец, богатый князь Андрей Федорович Стародубский, участвовал в битве на поле Куликовом.
Но при столь значительных предках сами Пожарские в эпоху господства Москвы оказались на задворках. Со времен создания Московского государства при Иване Великом их семейство никогда и не выдвигалось в первые ряды военно-политической элиты. Пожарские были знатны, но слабы службою. Не храбростью, не честностью уступали они другим аристократическим семействам, нет. Прежде всего, умением «делать карьеру».
В 1560-х – 1580-х годах род Пожарских пришел в упадок, потерял старинные вотчины. Младшие ветви Стародубского княжеского дома – Палецкие, Ромодановские, Татевы, Хилковы – обошли Пожарских по службе. Такое «захудание» приключилось от разделов имущества между множащимися наследниками, щедрых пожертвований родовой земли монастырям и от опал, наложенных при Иване Грозном. Пожарские выглядят не столько как аристократы, сколько как знатные дворяне без особых перспектив при дворе и в армии. Высший слой провинциального дворянства – вот их уровень.
В те времена показателем высокого положения любого аристократического рода было пребывание его представителей на лучших придворных должностях, в Боярской думе, назначения их воеводами в полки и крепости, а также наместниками в города. Для того, чтобы попасть в Думу, требовалось получить от государя чин думного дворянина, окольничего или боярина.
У Пожарских ничего этого не было. Их назначали на службы более низкого уровня — не воевод, а «голов» (средний офицерский чин), не наместников, а городничих (тоже рангом пониже). Многие из Пожарских в разное время погибли за отечество. Не вышли они ни в бояре, ни в окольничие, ни даже в думные дворяне, несмотря на знатность. Таким образом, в детские годы князя Д.М. Пожарского его семейство находилось в униженном состоянии.
Дмитрий Михайлович в первые годы Смуты имел придворный чин стольника и командовал отрядами по несколько сотен человек, не более того. Царь Василий Шуйский ценил князя и за его заслуги дал ему почетную должность – воеводы в городе Зарайске. Там находился… самый маленький каменный кремль России. Но и это была великая честь для Пожарского. Если переводить его воинские посты в категории более понятной для современного человека лестницы должностей Российской империи, то Пожарский возвысился до уровня… полковника.
Отчего же нижегородцы именно ему, одному из многочисленных «полковников» того времени, предложили возглавить войско, предназначенное для спасения Москвы? Были тогда в Нижнем Новгороде и соседних городах люди гораздо более знатные, гораздо более известные при дворе, безусловно превосходившие Пожарского в чинах. «Генералов» хватало. А пришли все же к полковнику…
Да, нижегородцы могли выбрать себе иного воеводу. Но они безошибочно призвали именно того человека, который оказался идеальным командующим.
И дело не только в том, что в годы правления Василия Шуйского за Дмитрием Михайловичем закрепляется репутация умелого и твердого полководца. Другое важнее. За все время Смуты Пожарский никого не предавал, не бежал с поля боя, не терял чести. Он оставался прям, и это самое главное. Весной 1611 года в Москве разразилось большое восстание против иноземного гарнизона. Жестокая борьба не принесла восставшим победы, враг тогда победил. Но Пожарскому, который был одним из вождей восстания, битва за Москву принесла добрую славу мужественного патриота. Он дрался до последней крайности, получил тяжелые ранения, его едва вынесли с поля боя.
Вот что сделало князя привлекательной фигурой в глазах руководителей нижегородского земства.
В годы Смуты нижегородцы жили иначе, нежели большая часть России. Важно понимать: их край сохранил свободу от чужеземного владычества. Порой волю Нижегородчины приходилось отстаивать вооруженной рукой. И тамошние жители хотели бы взять себе в воеводы не только полководца, овеянного лаврами побед, но еще и «прямого» человека. В этом смысле Пожарский оказался духовно родственен всему нижегородскому обществу: и он не уклонялся в кривизну, и он не боялся поляков.
Пожарский несколько раз отказывался от такой чести. Не только потому, что был едва жив от ран. Ему требовалось преодолеть себя, взяться за дело, которое должен был делать человек гораздо более высокого общественного положения. Это было не в обычае. Так не полагалось! Это выглядело нелепо! Да будут ли ему подчиняться люди более высоких родов?
Но в отчаянных обстоятельствах того времени других «прямых» не нашлось. И Дмитрий Михайлович взялся за дело, привел ополчение в Москву, одолел неприятеля.
Почему он все-таки решился?
В сущности, единство земского освободительного движения означало одну очень важную вещь: оно двигалось к цели, которую народ считал «своей», «родной», «истинной». Которую он сам себе поставил. И перед лицом этого общенародного стремления разрушались родовые и социальные перегородки, сгорали те общественные различия, которые в мирное время казались непреодолимыми.
Только таким и может быть подлинное народное единство.
Хоть тогда, хоть сейчас.
ВОЛОДИХИН Дмитрий
Источник: foma.ru