Летопись русской эмиграции

Летопись русской эмиграции

Об уникальном издательском проекте Фонда исторической перспективы.

Интерес к истории и культуре русского Зарубежья в современной России не теряет своей актуальности. Среди многочисленных публикаций последних лет на «зарубежные» русские темы достойное место занял двухтомник: Родные отражения. По страницам альбомов семьи Случевских в годы эмиграции / Сост. И.Е. Иванченко. – М.: Вече, 2014. – 176 с. Родные отражения. Каталог персоналий автографов. Сост. И.Е. Иванченко – М.: Вече, 2014. – 176 с.

Это малотиражное (500 экз.) издание уникально по богатству содержащихся в нем письменных и изобразительных материалов. Оно представляет собой факсимильное воспроизведение объединенных общей нумерацией двух семейных альбомов 1924 – 1976 годов русской эмигрантки – младшей дочери известного поэта К.К. Случевского (1837–1904) Александры Константиновны Случевской–Коростовец (1891–1977), снабженное отдельным томом справочных материалов и комментариев.

Интересна и показательна история этого издания. В 2007 году правнук поэта Николай Владимирович Случевский передал из своего дома в Калифорнии часть хранящегося там семейного архива для частичной разборки и возможной публикации проживающей в г. Нарве (Эстония) известной специалистке по литературе Русского зарубежья Ирине Евгеньевне Иванченко. Целых семь лет потребовалось исследовательнице для подготовки издания и поиска в наши трудные, кризисные времена издателя, который, наконец, нашелся. Издание было осуществлено Фондом исторической перспективы (Москва).

 На 146 пожелтевших от времени листах семейных альбомов – около 2000 (!) автографов, записей в стихах и прозе, рисунков, фотографий, газетных вырезок, визитных карточек и других материалов без малого 400 (!) представителей русской эмиграции, а также 118 иностранных друзей и знакомых хозяйки альбомов.

 Альбомы, которые вела А.К. Случевская–Коростовец на протяжении 52 лет, являются удивительной летописью художественно-поэтической и общественной жизни русской эмиграции 20–70 годов ХХ века.

В ее альбомы помещал трогательные шутливые стихи бывший гетман Украины Павел Скоропадский, с которым они дружили семьями. Туда же ее друг с дореволюционных лет Владимир Набоков в 1924 году вписал свое знаменитое стихотворение «Санкт-Петербург. Сонет», где читаются пронзительно-горестные строки – свидетельства крестного пути русских беженцев:

 Единый путь и множество дорог

Тьма горестей и стон один: «Когда же?»

Что город мой? Я забываю даже

Названья улиц. Тонет. Изнемог…

Безлюдие… Остались только Бог,

Рябь под мостом, да музы в Эрмитаже…

 С признанием в страстной, но неразделенной любви к ней обращался в стихах знаменитый исполнитель собственных песен Александр Вертинский.

Ей дарили свои фотографии с автографами знакомый еще по Петербургу Шаляпин, приезжавший на гастроли в Берлин режиссер Немирович–Данченко, балерины Тамара Карсавина, великая Анна Павлова, танцовщик и балетмейстер Сергей Лифарь, киноактер Иван Мозжухин… Все эти изобразительные материалы вошли в ее альбомы.

Исключительную историческую ценность этому собранию документов придают автографы самых разных, широко известных представителей русского рассеяния: политического и общественного деятеля П.Н. Милюкова, епископа Пражского Сергия, авиаконструктора Игоря Сикорского, ученого-слависта из Гейдельберга Дмитрия Чижевского и его коллеги из Кембриджа Николая Андреева, художественного критика Сергея Маковского, философов Семена Франка и Николая Зёрнова, художников Евгения Климова, Мстислава Добужинского, Леонида Пастернака, писателей Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Александра Куприна, Федора Степуна, композитора Сергея Прокофьева…

В 1933 году Александра Константиновна вклеила в свой альбом фотографию, где она снята вместе с бывшим гетманом Скоропадским и проживавшим в Германии эмигрантом из России бароном Маннергеймом – будущим главнокомандующим армии Финляндии и ее президентом, подписавшим в 1946 году мирный договор с СССР. Сюда же она поместила и собственные рисунки – изображения мужа и бомбардировки Берлина в 1944 году, одной из многих, которые ей довелось лично пережить.

Мы назвали только самые громкие и известные фамилии, но на страницах альбома мелькают еще имена Трубецких, Толстых, Шереметевых, Щербатовых, Нарышкиных, Кочубеев, Олсуфьевых и многих других, менее родовитых русских эмигрантов. Среди ста с лишним иностранных знакомых хозяйки альбома, оставивших в нем свои автографы, рисунки и записи на одиннадцати европейских и азиатских языках, назовем лишь самые значимые, или наиболее неожиданные и, если так можно выразиться, экзотические фамилии: австрийского скульптора и рисовальщика Георга Эрлиха – автора выразительного карандашного портрета Александры Константиновны, немецкого киносценариста Эндрюса Энгельмана – создателя нашумевшего в свое время фильма под названием «ГПУ», иранскую принцессу Шамс Пехлеви, китайскую художницу Элизабет Вонг, принцессу Лихтенштейна Каролу, румынскую принцессу Илеану, Элеонору Рузвельт – жену президента США Теодора Рузвельта…

 Альбом был украшен прекрасным карандашным портретом 1938 года работы известного художника-эмигранта Филиппа Малявина, на котором изображена сама моложавая и все еще красивая сорокасемилетняя Александра Константиновна.

 В ее альбоме рисовали живший в Эстонии художник Анатолий Кайгородов и график-«парижанин» Георгий Лукомский, который, изобразив архитектурный мотив, здесь же написал: «Александре Константиновне Коростовец – милой необычайно трогательной собирательнице русских материалов по искусству – на память с пожеланиями продолжать хранить и пополнять ее собрание». А коллега Александры Константиновны по росписи Успенской церкви на русском Ольшанском кладбище в Праге – иконописец Галина Михнюк сделала в альбоме прекрасную акварельную копию «Сретения» – русской иконы XV века, дополнив рисунок теплым стихотворным посвящением. Список включенных сюда рисунков не исчерпывается названными работами – немало их украшает альбомные страницы.

Бурные, трагические события XX века развеяли род Случевских едва ли не по всему миру. Некоторые из них остались на родине, другие эмигрировали в Западную Европу, Австралию, США. Владелица опубликованных теперь альбомов Александра Константиновна Случевская, покинувшая Россию в 1919 году, после без малого трехлетнего пребывания без документов, без крова над головой и почти без средств к существованию в Варшаве, поселилась в Берлине, где ее мужу Владимиру Константиновичу Коростовцу (1888 – 1953), видному дипломату дореволюционного времени, удалось найти работу. В 1946 году супруги встретились после вынужденной семилетней разлуки в Лондоне, где Владимир Константинович, находясь в командировке, вынужден был из-за начавшейся войны с Германией остаться еще в 1939 году. Здесь они прожили до конца своих дней.

Природа щедро наградила Александру Константиновну красотой и необыкновенным женским обаянием, поэтическим и художественным даром, а, самое главное, редким даром любви к людям. Она поддерживала многолетние дружеские отношения и добрые знакомства с великим множеством людей из самых разных кругов общества, что наложило яркий отпечаток на содержание ее альбомов. По своей профессиональной деятельности художник и реставратор икон, она принимала участие в росписи православных церквей в Германии, Чехословакии, Югославии, Бельгии и вернула к жизни сотни отреставрированных ею старинных икон. Квартира Александры Константиновны в Берлине, благодаря ее духовным и душевным устремлениям, стала местом встреч многих художников, писателей, музыкантов, артистов балета, политических и общественных деятелейкоторые по давней традиции охотно заполняли ее альбомы своими записями и рисунками.

Подобные «русские посиделки» с успехом продолжались и в Лондоне. Альбомы пополнялись и во время поездок Александры Константиновны в другие страны. В период жизни в Англии она проявила себя как деятельный пропагандист русской культуры, читая лекции о древнерусском искусстве и архитектуре и устраивая иконные выставки.

 Ее любимым учеником был английский аристократ Джон Спенсер Стюарт, принявший под влиянием Александры Константиновны православие и впоследствии ставший известным на Западе и в России специалистом по иконописи Древней Руси.

 Талантливым и высококультурным человеком был и ее муж Владимир Константинович Коростовец. Доктор политологии, автор многочисленных статей на различные темы и семи книг по европейской истории, он вместе с женой занимался историей рода Случевских и Коростовцов, активно помогал ей в работе по составлению альбомов. В 1931 г. в Берлине вышла в свет его книга «Семена и всходы», рассказывающая историю их двух семей. Она была выпущена на немецком языке, а после Второй мировой войны переиздана в Лондоне уже на английском.

В 1966 году дочери поэта представилась возможность побывать у себя на родине, в Петербурге, тогда – Ленинграде. Она была включена в состав делегации английских искусствоведов не только как реставратор-иконописец, но и как переводчик. За время этой поездки Александра Константиновна познакомилась с достижениями русской реставрационной школы, участвовала в мастер-классах, которые проводили для английских специалистов их русские коллеги. Результатом этой поездки явился ее очерк, который был напечатан в газете «Русская жизнь» в Сан-Франциско.

Александра Константиновна Случевская – Коростовец прожила долгую жизнь. Эта выдающаяся женщина умерла в феврале 1977 г., на 87 году жизни, до конца своих дней сохранив ясный ум, прекрасную память и удивительную работоспособность.

Заканчивая этот беглый и поневоле краткий обзор огромного числа персоналий и вошедшего в издание обширного изобразительного, письменного и биографического материала, хочется особо упомянуть о многолетней работе, проделанной Ириной Евгеньевной Иванченко – составителем издания и автором целого тома образцовых и ценнейших в научном отношении статей-комментариев. Эта ее работа уже получила высокую оценку в рецензии, опубликованной в «Столетии» и электронном журнале «Русское воскресение» (автор рецензии – Н.В. Масленникова).

Валерий Сергеев

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий