Как США ловят союзников на торгово-инвестиционный крючок

Как США ловят союзников на торгово-инвестиционный крючок

Вашингтон стремительно выстраивает экономические блоки, способные к политическому и даже военному применению. Вероятно, они должны прийти на смену ВТО и НАТО одновременно. Но насколько устойчивыми являются эти объединениями и в чем слабость американской политики?

Нам стоит приготовиться к переформатированию мира, полагает Вадим Козюлин, эксперт ПИР-Центра, профессор Академии военных наук. «Это движение происходит в военной сфере и в экономической. Мы наблюдаем образование новых союзов, и эти союзы хотят сформировать все: мы – Евразийский союз, Соединенные Штаты – Трансатлантический союз создают. Китай пытается продвигать проект „Шелковый путь”. Точно так же он создает экономические альянсы у себя в регионе. Мир на пороге больших перемен. И велик накал. Идет своеобразная игра в „гляделки”: кто первый моргнул, того и съели. Арабские страны „моргнули”, сегодня их „едят”. На очереди такие стабильные страны, как Саудовская Аравия, Катар. Арабские Эмираты пока держатся, но весь арабский мир лихорадит, события пошли не по сценарию».

Однако наряду с дестабилизацией различных регионов мира, видны попытки крупных держав обеспечить стабильность в своей зоне. США создали Транстихоокеанское партнерство и готовят Трансатлантическое его дополнение. Два этих партнерства формально являющихся торгово-инвестиционными, на деле предполагают глубокую зависимость от Вашингтона стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. И это более весомая политика, чем проводят пока другие крупные страны.

Фактически партнерства США формируют новый мировой экономический порядок. «Политическая сторона этого порядка в том, что лежащие в его основе договора на практики могут оказаться выше национальных конституций, а полная экономическая зависимость стран-партнеров от США обернется их политической подчиненностью, – считает Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – США обещают своим партнерам по новым торгово-инвестиционным блокам инвестиции и свой рынок. Естественно, все это не получат другие, непослушные страны. А приглашение России и Китая в Транстихоокеанское партнерство, озвученное на днях Джоном Керри, не нужно рассматривать как добрый жест, это нечто вроде предложения безоговорочной капитуляции. Вряд ли оно будет подписано».

Отказ от амбиций, надежд и планов – вот, что означает для любой из стран БРИКС присоединение к партнерствам вокруг США. Кагарлицкий подчеркивает, что это провоцирует конфликт нового уровня. «Страны БРИКС стали опасны для Вашингтона, еще когда увеличили свой вес в мировой экономике. Потом, через „Большую двадцатку” их привлекли к диалогу во имя спасения глобального неолиберального порядка. Но победы над мировым кризисом не получилось, и США запустили проект своеобразного огораживания пространства и его подчинения. Блок выходит политическим, хотя такого не говорят, но это означает, что при необходимость он легко может приобрести черты военной коалиции».

США чрезвычайно серьезно относятся к создаваемым партнерствам. При этом на зону российского влияния они смотрят как на поле для борьбы. Госсекретарь США Джон Керри недавно посетил все пять государств Центральной Азии. По его словам, страны этого региона «должны быть свободными от внешнего давления и запугивания» и открыты для сотрудничества. Вероятно, Керри дал понять руководителям стран, что не стоит сильно опасаться переворотов по украинскому образцу, а надлежит обратить внимание на возросшее влияние Москвы, при том, что Россия испытывает большие экономические трудности, а США в лучшей форме и всегда может предложить своим партнерам различные выгоды.

Поездка Керри в Среднюю Азию находится в одном ряду со снятием ЕС санкций против Белоруссии, пусть пока и временным. При этом хаос на Ближнем Востоке используется Западом как демонстрация последствий непослушания, что особенно важно для привлечения на свою сторону лидеров постсоветских государств. С одной стороны Вашингтон указывает им на перспективы наследников ВТО – своих партнерств, с другой – на негативные последствия самостоятельной политики. Санкции против России являются иллюстрацией такого же рода, особенно учитывая явный провал отечественной антикризисной политики. Все это создает условия для усиления влияния США на постсоветском пространстве, а следом – использования его против России и КНР.

Остается неясным какой ответ дадут Россия, Китай и другие страны БРИКС на переформатирования мирового экономического порядка США. Между тем, в Вашингтоне отлично сознают, что меняют мир политически. Они создают партнерства и привлекают страны посулами, обещая рост экономики и приток инвестиций, а заодно безопасность капиталов элиты ориентированных на Вашингтон государств. ВТО, к изумлению властей России и Китая, становится менее значимым проектом. Зато новые торговые блоки США уже начали переходить в объединения с военными признаками. Доказательство тому – Япония, которой было позволено повысить статус своих сил самообороны. Теперь по закону они пригодны для применения за пределами страны, что уже обеспокоило Пекин.

Похороны США как глобального гегемона в 2008-2014 годах явно были преждевременными. Но также преждевременным является оптимизм по поводу американских партнерств и дипломатических игр, поскольку сами США еще не доказали, что легко перенесут вторую волну кризиса, так серьезно задевшую уже экономики БРИКС. Следовательно, не доказано и то, что США смогут удержать свою расширяющуюся зону глубокого влияния под контролем. Торгово-инвестиционный крючок США отлично работает, вот только обещать и дать обещанное – совсем разные вещи.

Источник: geo-politica.info

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий