Активизация сотрудничества РФ и Ирана может изменить газовые маршруты в регионе, превратив Армению в ключевую транзитную зону.
Активизация российско-иранского энергетического сотрудничества, в которую могут быть вовлечены и страны Южного Кавказа, способна изменить векторы развития энергетического рынка региона.
Выстраивание энергетической оси Север – Юг может оказать существенное влияние также на геополитический ландшафт Южного Кавказа, ослабляя монопольные позиции Азербайджана на энергетическом рынке Грузии и подключая Армению к проектам регионального значения.
Не исключено, что сойдут на нет усилия Баку и Анкары по нейтрализации Еревана из ключевых региональных инфраструктурных проектов, которые блокируют его с Запада и Востока из-за неразрешенного карабахского конфликта.
Встраиваться в меняющуюся среду
После запуска снятия международных санкций с Ирана государства региона пытаются приспосабливаться к меняющейся региональной среде.
Иран открывается миру, а международные экономические центры проявляют повышенный интерес к иранскому рынку. В гонке за свой кусок участвует также Россия, пытающаяся на практике реализовать с Ираном ряд энергетических проектов.
На днях с предложением о своповых поставках нефти и газа в Иран выступил министр энергетики России Александр Новак. Речь идет о том, что «Газпром» мог бы поставить нефть и газ на север страны через Армению или Азербайджан, а взамен получить газ в местах добычи на юге Ирана.
Новак, который недавно вел переговоры с министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангане в Тегеране, отмечает, что в ближайшее время проработки вопросов о своповых поставках энергоресурсов с Ираном выйдут на уровень договоренностей. О готовности Ирана участвовать в проекте заявил Бижан Намдар Зангане.
Своповые поставки газа интересны Ирану, поскольку основная доля добывающегося в стране голубого топлива потребляется на внутреннем рынке с его постоянно растущим спросом.
Промышленный центр расположен на севере страны. Он граничит с Арменией и Азербайджаном, куда через всю территорию Ирана поставляется газ, добытый на месторождениях Персидского залива на юго-западе страны. Это создает определенные логические неудобства, в связи с чем, считают эксперты, «Газпром» мог бы поставлять газ в Иран по существующей инфраструктуре через Армению.
Между Арменией и Ираном также действует газопровод, который работает по бартерной схеме – газ в обмен на электричество.
В эту конъюнктуру также вписывается желание Грузии диверсифицировать источники поставок газа, в связи с чем грузинская сторона начала переговоры с «Газпромом».
Стороны, как они сами утверждают, уже близки к оформлению определенных договоренностей. На энергетическом рынке Грузии доминирует азербайджанская компания SOCAR, на долю которой приходиться порядка 86% газовых поставок в страну.
Признаки региональных перемен
Хотя договоренности с Ираном о расширении энергетического сотрудничества находятся в зачаточном состоянии, и неизвестно, какой именно маршрут будет выбран для поставок энергоресурсов, государства региона начали определенное движение в этом направлении.
В частности, президент Армении Серж Саргсян в ходе недавнего визита в Тбилиси обсудил с грузинскими коллегами расширение энергетического сотрудничества. Тогда же министры энергетики обеих стран Ерванд Захарян и Каха Каладзе подробно обговорили транзит электроэнергии через Грузию в Армению и вопросы поставок газа. Речь шла и о строительстве линии электропередачи, которая свяжет Грузию с Арменией, а ее – с Ираном.
Грузинский министр заявил о заинтересованности Тбилиси в транзите электроэнергии в Иран. «В отношении этой страны подход изменился и мы заинтересованы в том, чтобы поставлять туда электроэнергию, а также получать оттуда газ», – сказал Каладзе.
Новые энергетические договоренности между Арменией и Тбилиси при успехе российско-иранских переговоров, по мнению экспертов, могут стать предвестником начала перемен на энергетическом, а, следовательно, и геополитическом ландшафте региона.
– Настрой грузинских коллег позволяет говорить, что Тбилиси в целом придерживается курса диверсификации поставок газа и снижения односторонней зависимости от Азербайджана. Курс к политике баланса в регионе после прихода к власти блока «Грузинская мечта» ознаменовал его лидер, миллиардер Бидзина Иванишвили. В этом контексте переговоры с «Газпромом» о поставках в Грузию российского газа являются симптоматичными, – отмечает эксперт по Грузии Джонни Меликян.
Экс-премьер Грузии Бидзина Иванишвили, влияние которого на политику страны остается огромным, продолжает настаивать на необходимости диверсификации источников газовых поставок.
«Грузия должна закупать газ также у Ирана и России. Российский газ получает вся Европа, и нет никакого криминала, если его закупит и Грузия. Ведь Грузия за транзит российского газа в Армению давно получает свою долю (10%)», – заявил он, добавив, что диверсификация энергопоставок исходит из интересов бизнеса.
«Ничего плохого не вижу в диверсификации рынка, в том, чтобы дать нашим бизнесменам возможность покупать газ там, где они захотят», – сказал Иванишвили.
Переформатирование баланса
Новые контуры регионарного энергетического сотрудничества могут привести к переформатированию энергетического и геополитического баланса на Южном Кавказе.
По мнению экспертов, диверсификация поставок газа в Грузию на фоне ирано-российского энергетического сотрудничества означает ослабление энергетического и политического влияния Анкары и Баку на Южном Кавказе, а также повышение регионального веса Армении как транзитера газа и электроэнергии.
«Ереван и Тбилиси могут стать важными связывающими звеньями ирано-российского пояса энергетической кооперации по схеме Север – Юг, что исходит из интересов как Грузии, так и Армении», – отмечают эксперты.
С учетом тесных отношений Армении с Грузией, Ираном и Россией, а также недоверия Тегерана к Баку и Анкаре, не исключено, что Ереван при умелом использовании существующих возможностей может стать важным региональным торгово-экономическим хабом.
Однако страна как государственная институциональная единица должна быть готова к таким региональным переменам, чтобы быстро приспосабливаться к новым реалиям и вырабатывать новые предложения.
«В связи с этим у Еревана появляется огромный люфт для переговоров и торга. Однако в современных условиях насколько Армения в плане институционального потенциала государства к этому готова – не совсем уверен. Но шанс есть. А для этого нужна выстроенная и эффективная институциональная государственная система, которой у нас, к сожалению, пока нет», – отмечает экономист Тигран Джрбашян.
Аршалуйс Мгдесян
Источник: kavpolit.com