За Россией закрепилось положение полупартнера — полунаказанного игрока, амбиции которого сдерживаются мировым сообществом. Речь идет о том, что с одной стороны, западные партнеры тешат самолюбие российских властей, привлекая Россию к переговорам, когда нужно разоружить Б.Асада, избавив Израиль от угрозы в виде наличия оружия массового уничтожения у вражеского государства. Когда необходимо убедить Иран отказаться от ядерной программы. Когда нужно остановить наступление ополченцев через навязывание очередных Минских соглашений. Когда требуется политическими методами сместить Б.Асада. Над последним вопросом российская дипломатия пока еще активно работает.
С другой стороны, России дали четко понять — никаким равноправным партнером ей не стать. Не воспринимают ее как члена Группы 8, откуда нас и попросили. Не намерены вести с ней прозрачные торговые отношения, вводя санкции. Не собираются и далее сохранять зависимость от российских энергоресурсов — идет медленный и скрытый процесс вытеснения российской нефтянки из Европы. Россию обвиняют в аннексии чужой территории, а народ, который еще четверть века тому назад был братским, начинает воспринимать Россию как агрессора и изживает любое совместное советское прошлое. На этом фоне российское руководство продолжает упорствовать в том, что активно преодолеваются угрозы изоляции, хотя события последних дней явно указывают на то, что нормализации отношений не наступило.
Санкции — это только начало кампании по изоляции страны. Следующим шагом после них видится прекращение двусторонних отношений рядом государств, что фактически равносильно предвоенному состоянию, когда любая провокация может разжечь огонь вооруженного противостояния. На прошлой неделе Россия столкнулась с двумя важными сигналами, подтверждающими факты перехода к противостоянию более агрессивными методами.
Во-первых, это вступление в силу запрета на авиасообщение Украины с Россией.
Во-вторых, последовавшее за этим заявление посла Великобритании, что практически все политические контакты с Россией прерваны. Чем эти сообщения столь опасны для России?
Отношение России с Украиной в настоящий момент — индикатор восприятия страны на мировой арене. Дальнейшее обострение сигнализирует о том, что Западные советники Украины отнюдь не склонны к восстановлению отношений с Россией. А российская реакция демонстрирует, что иных методов, кроме как применять ответные симметричные действия, в российском арсенале внешнеполитических методов нет. А это значит, что политика России становится предельно предсказуемой для Запада, что и будет использовано в целях манипуляции страной в мировой политике. Ввела Украина запрет на авиаполеты, Россия отреагировала без раздумья симметрично, ведя аналогичный запрет. И только спустя время стала думать, как нормализовать отношения.
После заключения Минских соглашений отношения с Украиной не пришли к нормализации. Во-первых, с декабря прошлого года железнодорожное сообщение РЖД с Украиной прекращено на год по причине невыгодности маршрута. Под таким же предлогом РЖД отменило пассажирское сообщение с Азербайджаном, Казахстаном и Таджикистаном. Сейчас перевозки на территорию Украины с России осуществляют украинские и молдавские железнодорожные компании. Данный шаг российской стороны, продиктованный пресловутым принципом экономизма, поставившим во главу угла выгоду, отменяя ценностные основы внешней политики, обострил российско-украинские отношения, наряду с санкционной войной и торговыми ограничениями. Во-вторых, в сентябре этого года Украина заявила о приостановлении авиасообщения с Россией с 25 октября, введя санкции на 25 российских авиакомпаний. Россия в ответ в октябре также приостановила прямое авиасообщение с Украиной.
Премьер-министр России в свойственной ему манере отреагировал на это постом в Твиттере — «очередной блестящий пример борьбы украинских начальников со своим народом». А разве продовольственное эмбарго в России не пример борьбы российских властей с собственным народом? Разве девальвация рубля и рост цен не этот же образец? Или уничтожение санкционных продуктов? Уж не у российских ли чиновников украинские власти учатся тому, как вести активную борьбу с собственным народом, который при всем при этом продолжает на 90% свято верить в непогрешимость Царя и козни бояр и внешних агрессоров.
Пресс-секретарь Д. Песков охарактеризовал ситуацию как «полный абсурд», но в таком же контексте можно говорить о российских действиях по отмене авиасообщения с Украиной. Мы не просто поддержали этот абсурд, но усилили его симметричной реакцией.
Выдвигаемые украинской стороной условия по возобновлению авиасообщения, которые заключаются в запрете полетов российских авиакомпаний в Крым, явно невыполнимы. Следовательно, Украина не ставит целью нормализацию отношений с Россией. Авиасообщение — это одно из эпизодов полномасштабной подготовки к эскалации конфликта.
В-третьих, проблема погашения Украиной российского кредита так и не отрегулирована, хотя срок выплаты наступает в декабре. Оставляя в стороне вопрос волюнтаризма российского руководства при распоряжении средствами ФНБ, из которого Украина получила 3 млрд долларов и выплата которого для всех с полной очевидностью была лишь пустым обещанием, посмотрим на текущую ситуацию. Украинская сторона предлагала присоединиться России к частным кредиторам и провести реструктуризацию долга. Иными словами, поступить как прочие кредиторы и списать 20% долга Украине. Россия на этот шаг не пошла, апеллируя к тому, что долг Украины перед Россией не частный, а межгосударственный. Вполне очевидно, что у Украины денег нет, да никто и не будет расплачиваться со страной-агрессором за взятку, данную прежнему режиму В.Януковича, это уже вопрос политики. Долг России выплачен не будет, но его карта будет крайне важной в сценарии нагнетания напряженности между Россией и Украиной. Иными словами, яблоко раздора в виде неоплаченного кредита будет иметь практически те же последствия для двусторонних отношений, что и прекращение авиасообщения.
В-четвертых, острой проблемой остаются газовые переговоры между странами. В ноябре по информации Газпрома Украина в три раза сократила потребление российского газа. Компенсирован недостающий газ был за счет реэкспорта из Европы по более привлекательным ценам, чем российские. Полностью от российского газа Украина не откажется, но сам факт, что она выступает пока приоритетным транзитером, оставляет достаточно много возможностей для воздействия на Россию, в первую очередь с целью выторговывания более выгодных условий двусторонних газовых контрактов.
Складывается впечатление, что постепенное дистанцирование России и Украины, которое уже практически дошло до прекращения отношений между сторонами, является подготовкой к более агрессивным действиям в отношении российской стороны. Достаточно вспомнить, что в запрещенный список авиаперелетов попали также специальный летный отряд «Россия», который занимается перевозкой первых лиц страны, 224-й летный отряд Минобороны РФ, и каким образом стороны теперь должны вести переговоры по линии этих ведомств? Или же согласно сценарию Запада любые контакты теперь возможны исключительно на территории Европы и США, так сказать под наблюдением партнеров, чтобы враждующие братские народы не пришли к неожиданному конструктивному соглашению?
Шахматная игра с Россией полностью просчитана наперед, предопределена предсказуемостью российской реакции. Страну ведут по заранее заданному сценарию. При этом вероятность свернуть с этой дороги при действующей элите минимальна, но тогда вполне закономерен вопрос — а что если… Если завтра война? Если завтра все наши мнимые союзники от нас отвернутся? Что будет с оффшорной элитой понятно, но что будет с нами? С нашей территорией? С нашей страной? С российским народом?
Вслед за Украиной еще одно государство пошло на усиление конфронтации с Россией. Великобритания 26 октября, то есть на следующий день после прекращения авиасообщения между Украиной и Россией, заявила о прекращении политических контактов с Россией. Ослабление связей началось с украинского кризиса и особо обострилось в результате военной операции России в Сирии. Лондон прервал сотрудничество по всем направлениям деятельности, за исключением сферы культуры. Разрыву предшествовало обращение российской стороны с запросом предоставить данные разведки для нанесения авиаударов по позициям ИГИЛ и второй запрос на установление связи со «Свободной сирийской армией». По обоим российская сторона получила отказы.
Стоит напомнить, что отношения с Великобританий после начала сирийской кампании уже как минимум дважды приобретали опасный характер. Первый раз, когда появилась информация, что британские летчики получили право сбивать российские самолеты. Впоследствии эта информация была названа уткой, но российская сторона запросила официальные разъяснения на этот счет. Второй раз — когда пошла переброска английского воинского контингента в Прибалтику в рамках укрепления обороны восточных границ НАТО и помощи для сдерживания балтийскими странами потенциальной российской агрессии. Учитывая эти факторы, прекращение контактов с Москвой напоминает первый шаг по подготовке к агрессивным действиям. Можно ожидать, что вслед за Великобританией на аналогичные шаги могут пойти и другие страны — Германия, Канада, Франция, Швейцария, а тогда уже Россия из страны изолированной превратится в страну изгоя. Учитывая, что она и так уже названа американским лидером в качестве одной из трех угроз в мире, стоит ожидать, что и позиция других стран, в том числе колеблющихся партнеров (например, Турции) будет дрейфовать в сторону прекращения контактов.
Возникает и еще один тревожный сигнал — это потенциальная конфронтация не на уровне двусторонних отношений, а в связке Россия против НАТО. Активизация в последние месяцы действий блока подтверждает этот тезис. В августе был открыт центр стратегической коммуникации НАТО в Риге как инструмент пропагандистской борьбы. Россия на это отреагировала лишь заявлением, что не планирует устраивать соревнования по открытию центров. То есть фактически проигнорировала угрозу усиления информационного противоборства. Политики Польши с прибалтийскими республиками призвали к созданию баз НАТО на восточном фланге альянса, чтобы это отпугнуло от «потенциальной агрессии», как теперь именуются действия России. Эстония заявила о расширении инфраструктуры военного аэродрома Эмари, используемого ВВС НАТО, за счет территорий, предназначавшихся для гражданской авиации.
В августе вблизи Тбилиси на военной базе «Крцаниси» открылся совместный второй по счету военный учебный центр НАТО и Грузии, в нем будут проходить подготовку военнослужащие Грузии, стран НАТО и стран-партнеров альянса. Грузия также присоединилась к Силам быстрого реагирования НАТО, став, как и Украина, страной — не членом НАТО в силах, призванных участвовать в миротворческих операциях. В сентябре был открыт шестой в Восточной Европе с начала украинского кризиса командный пункт НАТО. Теперь они действуют в трех странах Балтии, в Польше, Болгарии и Румынии, в скором времени их также откроют в Словакии и Венгрии. В каждом из них работать будут приблизительно по 40 офицеров. В сентябре было подписано соглашение об открытии представительства НАТО на Украине. После отмены Украиной внеблокового статуса в Военной доктрине предусмотрено углубление сотрудничества с НАТО и достижение до 2020 года полной совместимости Вооруженных сил Украины с соответствующими силами стран-членов альянса. Осенью украинских солдат будет обучать спецназ Эстонии с союзниками по НАТО, планируется создание военизированного соединения специального назначения, полностью обученного по натовским стандартам, что станет первым шагом в направлении переформатирования Нацгвардии на стандарты НАТО.
Силы быстрого реагирования НАТО будут увеличены вдвое — до 40 тысяч человек. В октябре США провели первое практическое испытание системы ПРО в Европе, практически в испытаниях участвовали члены НАТО. Планируется увеличение численности войск, базирующихся близ границ с Россией и передача этих войск под официальное командование альянса. На саммите в Варшаве в следующем году блок планирует утвердить стратегию НАТО в новой обстановке, то есть «в изменившихся после Крыма условиях в области безопасности».
Такая активизация указывает на подготовку НАТО к отражению российской агрессии, что выражено словами представителя НАТО — «российский авантюризм и угрожающий с юга экстремизм стремятся использовать бреши между странами НАТО и международными организациями. Мы должны закрыть эти бреши». Один уже подобный инцидент, который мог быть использован НАТО, был — это нарушение российскими самолетами воздушного пространства Турции, причем дважды. Если бы блок НАТО эти действия трактовал как непосредственную угрозу безопасности своему члену — Турции, последствия для России были бы крайне печальными: вместе с противостоянием ИГИЛ мы бы столкнулись с противостоянием еще и блока НАТО, который в отличие от ИГИЛ находится максимально близко к нашим западным границам.
Давление на Россию нарастает: число партнеров сокращается, двусторонние отношения с прежними объявленными партнерами находятся в состоянии заморозки, изоляция страны на мировой арене, несмотря на все усилия Кремля, усиливается. Не исключено, что в ближайшее время главную ось противостояния обозначат с одной стороны Россия в полной изоляции, с другой стороны — блок НАТО, тем более, что Россия уже непосредственно находится в зоне боевой операции стран, входящих в военный блок.
Могут ли дела пойти в лучшую сторону? Определенно только при новой управленческой команде. На нынешнюю надежды уже нет.
Будет ли нам хуже? Будет, если российская элита, а вместе с ней народ, и дальше будут придерживаться принципа — оставим все без изменений, чтобы не было хуже. Но механизм ухудшения уже запущен, бездействие в этой ситуации хуже попыток реанимировать Россию. России нужны перемены.
Людмила Кравченко
Источник: rusrand.ru