Авиарегистр МАК (АР МАК) вынужден приостановить действие в России всех выданных сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737 до получения совместного подтверждения Росавиации и авиарегулятора США (FAA) о безопасном состоянии находящихся в нашей стране лайнеров. Об этом говорится в письме руководителя АР МАК Владимира Беспалова на имя руководителя Росавиации Александра Нерадько и замруководителя FAA Пегги Гиллиган. Письмо датировано 4 ноября, его копия была опубликована на сайте комитета, но вечером в четверг удалена. Решение Беспалов объясняет тем, что Росавиация и FAA больше года вели переписку о необходимости доработать системы управления рулем высоты Boeing 737, но информации о доработках нет.
Представитель МАКа вчера был недоступен для журналистов. «Топ-менеджеры [«Аэрофлота»] не могут объяснить это решение не чем иным, как местью со стороны Плешаковых», – говорит близкий к госкомпании человек. Бессменным председателем МАКа с 1991 г. является Татьяна Анодина – мать крупнейшего акционера (46,55%) «Трансаэро» Александра Плешакова. Компания семимильными шагами идет к ликвидации. Сначала правительство назначило ее санатором «Аэрофлот», а когда перевозчик вышел из сделки, решило банкротить компанию. Не изменило ситуацию и появление «белого рыцаря» – совладельца S7 Владислава Филева. Даже наоборот, как только стало известно о его намерении купить и спасти «Трансаэро», государство аннулировало сертификат «Трансаэро» и лишило компанию всех допусков на международные линии. В итоге Филев отказался от сделки.
«Неделю назад был отозван сертификат «Трансаэро» – крупнейшего эксплуатанта Boeing 737 в России. И вот, по сути, акционер компании решает остановить эти самолеты – вывод делайте сами», – говорит федеральный чиновник. При этом МАК не подчиняется российским властям, так как это надгосударственный орган. Назначают и снимают с должности председателя МАКа руководители 11 стран – республик бывшего СССР.
Росавиации известно о решении МАКа, но оригинала письма в ведомстве еще нет, а руководство комитета на связь не выходит, говорит представитель Росавиации. Поэтому сегодня, 6 ноября, регулятор проведет совещание с участием авиакомпаний, на него приглашены и руководители МАКа, добавляет он.
У российских компаний более 200 Boeing 737, говорит президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. Все они встанут в случае вступления запрета в силу, «где бы ни были зарегистрированы сами их самолеты», говорит бывший топ-менеджер одной из авиакомпаний. Полностью остановятся «Победа» и Orenair («дочка» «Аэрофлота»), «Глобус» (входит в S7) и Nord Wind, констатирует менеджер российской авиакомпании. «Решение МАКа непродуманное, основания, которые приводятся в письме, недостаточны и даже вызывают удивление», – негодует Тасун. Впрочем, он уверен, что у МАКа нет полномочий для таких решений.
МАК сертифицирует в России новые типы судов, а после этого Росавиация разрешает авиакомпаниям эксплуатировать эти самолеты. «Если МАК приостанавливает сертификат типа, то Росавиация должна уведомить авиакомпании о невозможности дальнейшей эксплуатации», – объясняет федеральный чиновник. Но Росавиация не будет этого делать, если МАК не представит очень веских аргументов. А даже если МАК будет настаивать, то прохождение решения через Росавиацию продлится долго, за это время Госдуме достаточно внести изменения в Воздушный кодекс РФ и отказаться от услуг МАКа, рассуждает топ-менеджер крупной российской авиакомпании.
«Ютэйр», «Аэрофлот», «Глобус» продолжают эксплуатацию Boeing 737, говорят их представители. Пресс-служба Boeing на запрос «Ведомостей» не ответила.
Александр Воробьев
Источник: scandaly.ru