Вот две экономических новости последнего времени, возбудивших общественное мнение. Россия в условиях кризисного дефицитного бюджета на 258 млрд рублей увеличивает расходы на оборону в 2016 году, сокращая при этом траты на образование, культуру и даже на правоохранительную деятельность. Тем временем премьер-министр Финляндии заявил о подготовке законопроекта, который предлагает выплату всем гражданам «безусловного дохода» в размере 800 евро. В обоих случаях не все так просто.
Рост военных расходов в России действительно выглядит вызывающим, но было бы некорректно говорить, что он происходит за счет урезания социальных расходов. Статья «Социальная политика» и без того превосходила «Национальную оборону» (4,4 трлн рублей против 2,9 трлн рублей в ранних версиях проекта бюджета), кроме того, на социалку тоже добавили 46,5 миллиарда рублей. Траты на здравоохранение между тем сокращены на 1,2 миллиарда рублей, и это более чем в семь раз меньше секвестра статьи «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Кроме того, главному финансовому документу страны еще нужно пройти Госдуму, и в предвыборный год депутаты наверняка выбьют еще какие-нибудь ассигнования социально-популистской направленности.
«Финская военщина», а точнее, ее лоббисты в правительстве и парламенте, тоже не дремлют. Внеплановый рост военных расходов в 2016 году в «стране озер» составит 10% (у нас, кстати, всего-то 8%). Правда, в абсолютных цифрах это выглядит забавно. Финны потратят на оборону 2,9 миллиарда евро, что меньше нашей «прибавки» (3,6 млрд евро), а сверхплановые ассигнования составят всего-то 200 миллионов, что дешевле полномасштабных военных учений российской армии.
Но в том-то и дело, что финские политики мотивируют дополнительную нагрузку на бюджет необходимостью готовиться к отражению «угрозы с Востока». Как мы видим, геополитическая истерия, не в последнюю очередь спровоцированная действиями России, захватывает и вполне благополучные страны.
«Безусловный доход», которым намерено порадовать граждан финское правительство — тоже не вполне себе бонус, а главный элемент масштабной реформы, причем не «левой», а вполне себе либеральной направленности. Предполагается, что он будет выплачиваться не «вместе», а «вместо» большого количества социальных выплат и предоставляемых «бесплатных услуг».
Грубо говоря, дали тебе 800 евро — и крутись как хочешь. Кстати, не факт, что 800.
На первом этапе речь идет о 550 евро. Между тем, по данным ОЭСР, чистый семейный скорректированный доход после уплаты налогов на душу населения в Финляндии в среднем составляет 2300 долларов в месяц. Для 20% наименее обеспеченных финнов эта цифра равна 1100 долларов в месяц. При этом у 20% бедных россиян в среднем доход равняется 490 долларов в месяц. Тут оценки ОЭСР излишне оптимистичны. По нашим официальным данным, 23 миллиона россиян имеют доход ниже прожиточного минимума, составляющего около 9000 рублей, или 143 доллара в месяц.
Так вот, если бы Россия начала платить не всем подряд, а хотя бы этим 23 миллионам человек (а это четыре населения Финляндии) по 550 евро в месяц, на это потребовалось бы 15,1 трлн рублей в год, притом что все расходы бюджета у нас едва превышают 16 трлн рублей.
Почему так? Все просто: ВВП Финляндии равен примерно 200 млрд евро, а России — 1,1 трлн евро. При этом население Суоми меньше нашего в 25 раз.
Это очень грубый подсчет, но средний финн создает в пять раз больше, чем средний россиянин. (Даже если не брать в расчет нашу нефтегазовую ренту, без которой все было бы и вовсе трагично).
Надо признать, что Россия — очень бедная страна, которая оказалась неспособной создать эффективные экономические и социальные институты. Но зато имеющая третий в мире оборонный бюджет и вторую по силе армию.
Так что все честно: финны могут нас бояться, а мы им — завидовать.
Алексей Полухин
Источник: novayagazeta.ru