Интервью Посла России в Италии Сергея Разова.
Quotidiano Nazionale: Россия с 30 сентября проводит в Сирии воздушную операцию. Запад утверждает, что российское военное вмешательство направлено в большей степени на поддержку Б.Асада, а не на борьбу с террористами. Как Вы можете это прокомментировать? Можно ли, на Ваш взгляд, решить сирийский кризис исключительно военным путем?
Сергей Разов: Россия поддерживает в Сирии правительство этой страны в его борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями. Действия российских военных направлены, прежде всего, на нанесение упреждающих ударов по террористам. Если у кого-то появляются сомнения на этот счет, пусть обращаются по существующим политическим и военным каналам, а еще лучше предоставят имеющиеся у них координаты террористических объектов. Вся эта дискуссия через заявления для СМИ только вносит неразбериху, мешая запуску реально антитеррористического взаимодействия. Что касается путей урегулирования внутреннего сирийского конфликта, то решение, разумеется, может быть найдено только через политический процесс, с участием всех патриотически настроенных сил сирийского общества, включая оппозиционные, при уважительном содействии международного сообщества. Россия, как известно, активно работает в этом направлении.
— Россия согласилась на консультации с США, Саудовской Аравией и Турцией по вопросу политического урегулирования в Cирии. По-Вашему, можно ли сформировать переходное правительство без Башара Асада при соблюдении интересов всех вовлеченных в конфликт сторон?
— Будет Башар Асад в переходном правительстве или нет — решать не нам, а сирийцам. Очевидно, однако, что процесс выработки этого решения не может проходить без участия президента Сирии или его уполномоченных представителей. Речь идет о легитимной власти, обладающей к тому же реальным влиянием на ситуацию в стране. Как показала недавняя встреча в Москве Владимира Путина с Асадом, сирийское руководство готово к диалогу со здоровыми оппозиционными силами.
— Правомерно ли утверждать, что существует союз между Россией и шиитскими Ираном, Ираком и организацией «Хезболла»? Следует ли рассматривать эти союзнические отношения лишь в привязке к сирийскому кризису или же они имеют под собой более прочную основу?
— Россия в той или иной степени взаимодействуют со всеми ключевыми игроками на Ближнем Востоке — Ираном, Ираком, Саудовской Аравией, Египтом, Турцией, Иорданией и другими. Это показали и недавние телефонные контакты Президента России с лидерами Турции и Саудовской Аравии по следам визита в Москву Башара Асада, а также многосторонняя встреча глав МИД в Вене. Ключевая задача в отношении Сирии — уничтожение террористических группировок, и здесь мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами.
— С началом третьего президентского срока Владимира Путина росийская внешняя политика стала более активной. Достаточно вспомнить позицию России по сирийскому химоружию в 2013 году, которая предотвратила американские бомбардировки, войну на Украине, военную операцию в Сирии. Как Вы можете прокомментировать слова о том, что Россия представляет собой фактор нестабильности, а путинское президентство имеет все черты «империалистического правления»?
— Наша внешняя политика строится на таких постулатах как уважение основополагающих норм международного права и Устава ООН, а также нацеленность на коллективные методы решения международных проблем. Россия всегда выступала за реальное объединение усилий мирового сообщества в поисках эффективных ответов на общие вызовы и угрозы. Заявления отдельных политиков и политологов о стремлении Москвы «плодить» нестабильность вокруг собственных границ лишены всяких оснований и политически нечистоплотны.
Что касается лозунга об «имперских амбициях», то у России нет целей возрождения империи в том или ином виде. Мы стремимся обеспечить достойную жизнь нашим гражданам и проживающим за рубежом русским людям, укрепляя взаимодействие и сотрудничество с нашими соседями.
— До полной имплементации Минских соглашений еще далеко. Наблюдатели ОБСЕ отмечают нарушения перемирия. Как обеспечить соблюдение договоренностей всеми сторонами конфликта? Признает ли Россия частью Украины самопровозглашенные ЛНР и ДНР при наделении их широкой автономией в рамках конституционной реформы?
— Очень важно, что активная фаза противостояния на Востоке Украины сошла на нет. Это большой шаг к мирному урегулированию. Чтобы сделать этот процесс необратимым, необходимо последовательно реализовывать Минские договоренности, в том числе положения, предусматривающие проведение в диалоге с представителями Донбасса конституционной реформы и закрепление за ним особого статуса.
— В Италии для многих (как в левом, так и в правом лагере) Владимир Путин стал воплощением идеального политика, который борется с терроризмом, противостоит попыткам Запада диктовать свои законы (например, на Украине), поддерживает традиционные ценности. После отмены санкций будет ли Россия видеть в лице ЕС привилегированного партнера, а не противника, входящего в НАТО?
— Мы и сейчас не рассматриваем Евросоюз в качестве противника. Это наш естественный и важнейший партнер. Другое дело, что потенциал сотрудничества значительно превышает сегодняшнее состояние дел в наших отношениях. И дело не только в украинском кризисе. Проблемы начались еще до него, когда в подходах ЕС к России стали преобладать фобии и фантомы. Это, кстати, совпало по времени с очередной волной расширения ЕС на Восток. Примечательно, что сейчас многие в Западной Европе, в том числе в Италии, задаются вопросом — а не поспешили ли мы тогда? Так или иначе, сейчас сложилась ситуация, когда Евросоюз заморозил политдиалог с Россией, ввел незаконные с точки зрения международного права экономические санкции, в ущерб собственным интересам сворачивает сотрудничество в энергетической сфере. Взаимное доверие падает. Вряд ли нам всем от этого становится лучше. Мы готовы к восстановлению отношений, но, безусловно, на базе равноправия и взаимного уважения.
— Санкции больно ударили по всем странам ЕС, в том числе негативно отразились на итальянской экономике. Как они повлияли на россиян? Вы можете согласиться, что они способствовали ужесточению российских подходов во внешней политике?
— На фоне осложнения геополитической обстановки, а также изменения цен на энергоносители, экономическая ситуация в нашей стране несколько ухудшилась. С начала этого года ВВП России снизился на 3,8% к соответствующему периоду 2014 года. Растет инфляция. Резкая девальвация национальной валюты означает, что в евро или долларах доходы населения заметно упали. Однако цены в рублях выросли не так сильно, то есть уровень жизни по паритету покупательной способности снизился, но в приемлемых границах.
Запас прочности у нас большой, баланс национальных счетов хороший, а долговая нагрузка одна из самых низких для экономик такого масштаба. Правительством утвержден и реализуется антикризисный план, одним из ключевых элементов которого является курс на импортозамещение.
Что касается подходов во внешней политике, то мы против санкций и изоляции во всех ее формах, выступаем за равноправный диалог и сотрудничество. Напомню, санкции инициировали страны Запада, Россия же была вынуждена принять контрмеры. Поэтому я бы не стал говорить об ужесточении внешнеполитического курса России, скорее имеет место его адаптация к новым реалиям.
— Двадцателетнее пребывание Сильвио Берлускони у власти характеризовалась «красной нитью», особой связью между ним и Владимиром Путиным. Сохраняется ли эта связь сейчас и насколько она полезна двум политикам? Какие отношения связывают Владимира Путина с премьером Маттео Ренци, который первым из глав крупных европейских государств осуществил визит в Москву с целью подчеркнуть необходимость нормализации отношений с Россией?
— Связи между Россией и Италией опираются на многовековые традиции дружбы, взаимного уважения и симпатии и носят неконъюнктурный характер.
Конечно, добрые взаимоотношения между высшими руководителями являются важным положительным элементом, придают дополнительный импульс развитию всего комплекса сотрудничества.
Что касается Сильвио Берлускони, то его большой личный вклад в углубление российско-итальянского взаимодействия не раз отмечался президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. За годы пребывания Сильвио Берлускони на посту главы правительства Италии наши связи приобрели новое качество, вышли на уровень стратегического партнерства. Между Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони установились добрые личные отношения. Поддерживаются они и сейчас. Совсем недавно глава российского государства и бывший премьер Италии вместе посетили Крым.
Президент Российской Федерации и Председатель Совета министров Италии Маттео Ренци, в свою очередь, наладили заинтересованный, конструктивный и плодотворный диалог. Подтверждение тому — четыре встречи в различных форматах за последние полтора года. В России высоко ценят стремление главы итальянского правительства способствовать поддержанию устойчивого двустороннего взаимодействия в различных областях, несмотря на сложившийся в настоящее время непростой международный контекст.
— После двух десятилетий сотрудничества, отношения России и НАТО вступили в полосу кризиса. Идет гонка вооружений, некоторые эксперты открыто говорят о начале новой «холодной войны». Что, по Вашему мнению, могло бы способствовать нормализации их отношений?
— Нормализации отношений с НАТО очень поспособствовал бы отказ альянса от территориальной экспансии, концентрации военной силы вблизи российских границ, агрессивной антироссийской риторики и военного планирования, при котором Россия рассматривается как противник. Россия не блокировала диалог в Совете Россия-НАТО, не окружала альянс своими военными базами, наконец, не бомбила, поправ нормы международного права, Югославию и Ливию. К сожалению, сейчас в НАТО считается хорошим тоном рассуждать о российской угрозе. Россия же ни на кого нападать не собирается. Уверен, что читатели Вашего уважаемого издания прекрасно это понимают.
— Чего Россия ожидает от Италии?
— Приведу слова президента Российской Федерации о том, что российско-итальянские отношения всегда носили привилегированный характер и в политике, и в экономике. В нашем сотрудничестве, действительно, накоплено много полезного и ценного. Речь идет, в частности, о таких сферах, как решение международных проблем, экономика, культурные, научные, образовательные, гуманитарные, межрегиональные обмены, контакты между гражданскими обществами и гражданами двух стран. Мы, безусловно, хотели бы сохранения и упрочения именно такого характера отношений. Уверен, что это отвечает интересам и итальянской стороны.
На этом непростом этапе взаимоотношений важно не пройти «точку невозврата», не допустить утраты всего позитивного, что было накоплено за десятилетия конструктивного взаимодействия. Ведь, кризисы приходят и уходят, а базовые национально-государственные интересы остаются.
Источник: inosmi.ru