Официальная версия о том, что стало причиной крушения самолета А321 российской авиакомпании “Когалымавиа” на Синае, по-прежнему отсутствует. На фоне заявлений джихадистов “Исламского государства” о том, что это они ответственны за катастрофу, и комментариев экспертов о том, что самолёт развалился в воздухе, версия о взрывном устройстве на борту лайнера остается не опровергнутой.
Эта версия – далеко не единственная, но её жизнеспособность косвенно подтверждается заявлениями правительства Великобритании и разведки США. Эти страны принимают экстренные меры безопасности. Так, Великобритания приостановила полёты национальных авиалиний в Шарм-эш-Шейх и обратно. В Египте и в России версию взрыва не подтверждают и призывают дождаться окончания следствия.
Вместе с авиационными экспертами Русская служба Би-би-си попыталась разобраться, возможно ли в 2015 году пронести бомбу на борт пассажирского самолёта, как организована безопасность предполётной подготовки и каковы её слабые места.
Какими правилами регулируется безопасность в аэропортах?
Основу правил безопасности для персонала аэропортов составляют требования международной ассоциации гражданской авиации, ИАТА. Ассоциация разработала чёткий свод правил, которые должны соблюдаться во всех аэропортах мира. Огромная часть этих правил посвящена безопасности в аэропортах – технических, административных вопросов, функционирования систем связи и документооборота, подготовки персонала и многих других аспектов. Только один стандартный опросник из тех, которые аудиторы ассоциации используют для оценки безопасности аэропортов, состоит из более 50 вопросов, размещенных на 112 страницах.
Помимо требований ИАТА, каждая страна формирует собственные критерии безопасности в своих аэропортах. В России, например, работает ряд уникальных мер безопасности – это дополнительные рамки на входе в аэровокзалы и создание 50-метровой буферной зоны вокруг них.
“На сегодняшний день действует масса документов в области обеспечения авиационной безопасности, транспортной безопасности… есть воздушный кодекс, который регулирует все эти вопросы в аэропортах. Существует огромное количество приказов, указов и федеральных авиационных правил по обеспечению безопасности. В последнее время вышли еще несколько законодательных актов – в том числе 16-й ФЗ о транспортной безопасности, где также упоминаются аэропорты. Как будто бы всё прикрыто. Всё, что можно и нельзя – всё прикрыто и всё сделано”, – говорит генеральный директор ассоциации “Аэропорт” гражданской авиации Виктор Горбачев.
С чего начинается безопасность в аэропорту?
“Сейчас все методы безопасности, которые мы с вами видим как пассажиры, рассчитаны на предотвращение проникновения на борт смертника, проносящего взрывчатые вещества – собранные или не собранные – на себе. С собой в салон”, – говорит авиационный эксперт, бывший конструктор ОКБ “Сухой” Вадим Лукашевич.
Именно это – главное в системах досмотра пассажиров и багажа во всех аэропортах мира. “Мы не можем, к примеру, пройти регистрацию, отдать багаж и не полететь. Рейс будет задержан, наш багаж будет снят. Вся система, которую мы видим, построена на этом”, – говорит эксперт. Именно поэтому эксперты полностью исключают, что взрывное устройство – если оно существовало – было пронесено на борт одним из пассажиров.
“В данном случае, если была заложена бомба на борт, она, скорее всего, не была принесена одним из пассажиров, потому что там все пассажиры – наши граждане. Если говорить о том, что бомбу пронес пассажир, то надо предполагать, что, во-первых, там кого-то завербовали, а во-вторых – что он прошёл сквозь все препоны службы безопасности”, – говорит Лукашевич. С ним согласен и Виктор Горбачев.
“То, что на борт пронесли бомбу – полностью исключается. Не на 100 процентов, а на 200. Во-первых, работала система безопасности. Во-вторых, это чартерный рейс с курорта. Человек, который только что провёл две-три недели на море – он наденет на себя пояс шахида и войдет? Полностью исключается”, – говорит он.
С другой стороны, соглашаются эксперты, взрывное устройство вполне могло попасть на борт в ходе заправки и загрузки багажа. Для разгерметизации багажного отсека было бы достаточно взрывного устройства весом в 200-300 грамм. Распределение фрагментов самолёта по земле – хвост был обнаружен на некотором расстоянии от основной части фюзеляжа – также не противоречит этой версии.
Кто имеет доступ к борту перед вылетом?
“Дело в том, что самолёт – до посадки пассажиров – обслуживается в аэропорту аэродромными службами. Они, грубо говоря, убирают салон, они очищают туалет, заливают какие-то жидкости, они его заправляют и так далее. Загружается багаж в багажные отсеки. Вот здесь возможно проникновение к самолёту человека – и можно предположить, что он может обладать некоторыми авиационными навыками, то есть знает, где заложить бомбу, чтобы рвануло сразу”, – замечает Лукашевич.
Проникновение на борт по правилам возможно только в присутствии экипажа. “Там всегда есть принимающий экипаж, который контролирует, что сделали эти люди: салфетки убрали, почистили туалет, еще что-то сделали… это контролирует экипаж. Всё, что происходит с самолётов вовне – загрузка багажа, заправка самолёта – экипаж не контролирует. Это целиком ответственность аэродромных служб”, – поясняет эксперт.
Технических работников аэропорта проверяет служба безопасности, они проходят обучение, но, как говорит Виктор Горбачёв, риск от этого только уменьшается, а не исчезает полностью. “Поэтому, если здесь был взрыв бомбы не смертника, а она где-то взорвалась в самолёте – где-то в конструкции, в багажном отделении и так далее, это стопроцентно ответственность аэродромных служб аэропорта, и не зря сейчас проходит информация о том, что уволен директор аэропорта Шарм-эш-Шейха. Египтяне, выдвигая техническую версию, тем не менее, по каким-то одним им известным причинам увольняют директора аэропорта. Значит, их проверки уже что-то выявили. Либо это факты, которые прямо указывают на возможность диверсии, либо это прореха в службе безопасности, которую они сочли неприемлемой и начальника уволили”, – считает генеральный директор ассоциации “Аэропорт”.
Официальная версия о том, что стало причиной крушения самолета А321 российской авиакомпании “Когалымавиа” на Синае, по-прежнему отсутствует. На фоне заявлений джихадистов “Исламского государства” о том, что это они ответственны за катастрофу, и комментариев экспертов о том, что самолёт развалился в воздухе, версия о взрывном устройстве на борту лайнера остается не опровергнутой.
Эта версия – далеко не единственная, но её жизнеспособность косвенно подтверждается заявлениями правительства Великобритании и разведки США. Эти страны принимают экстренные меры безопасности. Так, Великобритания приостановила полёты национальных авиалиний в Шарм-эш-Шейх и обратно.
В Египте и в России версию взрыва не подтверждают и призывают дождаться окончания следствия.
Вместе с авиационными экспертами Русская служба Би-би-си попыталась разобраться, возможно ли в 2015 году пронести бомбу на борт пассажирского самолёта, как организована безопасность предполётной подготовки и каковы её слабые места.
Какими правилами регулируется безопасность в аэропортах?
Основу правил безопасности для персонала аэропортов составляют требования международной ассоциации гражданской авиации, ИАТА. Ассоциация разработала чёткий свод правил, которые должны соблюдаться во всех аэропортах мира. Огромная часть этих правил посвящена безопасности в аэропортах – технических, административных вопросов, функционирования систем связи и документооборота, подготовки персонала и многих других аспектов. Только один стандартный опросник из тех, которые аудиторы ассоциации используют для оценки безопасности аэропортов, состоит из более 50 вопросов, размещенных на 112 страницах.
Помимо требований ИАТА, каждая страна формирует собственные критерии безопасности в своих аэропортах. В России, например, работает ряд уникальных мер безопасности – это дополнительные рамки на входе в аэровокзалы и создание 50-метровой буферной зоны вокруг них.
“На сегодняшний день действует масса документов в области обеспечения авиационной безопасности, транспортной безопасности… есть воздушный кодекс, который регулирует все эти вопросы в аэропортах. Существует огромное количество приказов, указов и федеральных авиационных правил по обеспечению безопасности. В последнее время вышли еще несколько законодательных актов – в том числе 16-й ФЗ о транспортной безопасности, где также упоминаются аэропорты. Как будто бы всё прикрыто. Всё, что можно и нельзя – всё прикрыто и всё сделано”, – говорит генеральный директор ассоциации “Аэропорт” гражданской авиации Виктор Горбачев.
С чего начинается безопасность в аэропорту?
“Сейчас все методы безопасности, которые мы с вами видим как пассажиры, рассчитаны на предотвращение проникновения на борт смертника, проносящего взрывчатые вещества – собранные или не собранные – на себе. С собой в салон”, – говорит авиационный эксперт, бывший конструктор ОКБ “Сухой” Вадим Лукашевич.
Именно это – главное в системах досмотра пассажиров и багажа во всех аэропортах мира. “Мы не можем, к примеру, пройти регистрацию, отдать багаж и не полететь. Рейс будет задержан, наш багаж будет снят. Вся система, которую мы видим, построена на этом”, – говорит эксперт.
Именно поэтому эксперты полностью исключают, что взрывное устройство – если оно существовало – было пронесено на борт одним из пассажиров.
“В данном случае, если была заложена бомба на борт, она, скорее всего, не была принесена одним из пассажиров, потому что там все пассажиры – наши граждане. Если говорить о том, что бомбу пронес пассажир, то надо предполагать, что, во-первых, там кого-то завербовали, а во-вторых – что он прошёл сквозь все препоны службы безопасности”, – говорит Лукашевич.
С ним согласен и Виктор Горбачев.
“То, что на борт пронесли бомбу – полностью исключается. Не на 100 процентов, а на 200. Во-первых, работала система безопасности. Во-вторых, это чартерный рейс с курорта. Человек, который только что провёл две-три недели на море – он наденет на себя пояс шахида и войдет? Полностью исключается”, – говорит он.
С другой стороны, соглашаются эксперты, взрывное устройство вполне могло попасть на борт в ходе заправки и загрузки багажа. Для разгерметизации багажного отсека было бы достаточно взрывного устройства весом в 200-300 грамм. Распределение фрагментов самолёта по земле – хвост был обнаружен на некотором расстоянии от основной части фюзеляжа – также не противоречит этой версии.
Кто имеет доступ к борту перед вылетом?
“Дело в том, что самолёт – до посадки пассажиров – обслуживается в аэропорту аэродромными службами. Они, грубо говоря, убирают салон, они очищают туалет, заливают какие-то жидкости, они его заправляют и так далее. Загружается багаж в багажные отсеки. Вот здесь возможно проникновение к самолёту человека – и можно предположить, что он может обладать некоторыми авиационными навыками, то есть знает, где заложить бомбу, чтобы рвануло сразу”, – замечает Лукашевич.
Проникновение на борт по правилам возможно только в присутствии экипажа. “Там всегда есть принимающий экипаж, который контролирует, что сделали эти люди: салфетки убрали, почистили туалет, еще что-то сделали… это контролирует экипаж. Всё, что происходит с самолётов вовне – загрузка багажа, заправка самолёта – экипаж не контролирует. Это целиком ответственность аэродромных служб”, – поясняет эксперт.
Технических работников аэропорта проверяет служба безопасности, они проходят обучение, но, как говорит Виктор Горбачёв, риск от этого только уменьшается, а не исчезает полностью.
“Поэтому, если здесь был взрыв бомбы не смертника, а она где-то взорвалась в самолёте – где-то в конструкции, в багажном отделении и так далее, это стопроцентно ответственность аэродромных служб аэропорта, и не зря сейчас проходит информация о том, что уволен директор аэропорта Шарм-эш-Шейха. Египтяне, выдвигая техническую версию, тем не менее, по каким-то одним им известным причинам увольняют директора аэропорта. Значит, их проверки уже что-то выявили. Либо это факты, которые прямо указывают на возможность диверсии, либо это прореха в службе безопасности, которую они сочли неприемлемой и начальника уволили”, – считает генеральный директор ассоциации “Аэропорт”.
Источник: msn.com