Соединенные Штаты планируют наращивать расходы на информационно-пропагандистскую деятельность против России. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бенджамин Зифф подтвердил это на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам Конгресса США. Он утверждал, что речь идет не о пропаганде, а о контрпропаганде, противодействии усилиям самой России.
По словам Зиффа, в 2015 финансовом году США выделили по линии госдепартамента и агентства международного развития (АМР) $66 млн “на поддержку гражданского общества и независимых СМИ в Евразии и Юго-Восточной Европе”. Доля прессы в этом общем пакете составляла $16 млн. Еще $4 млн были направлены на так называемый “бюджет публичной дипломатии”, то есть на поддержку самого аппарата агитпропа США.
В 2016 финансовом году, начавшемся в США 1 октября текущего года, ассигнования на гражданское общество и СМИ в регионе, включающем Россию, по словам Зиффа, должны увеличиться на 26% и достичь $83 млн. Дипломат с гордостью подчеркнул, что это предусмотрено бюджетным запросом президента США Барака Обамы для “данного сектора” ведомственных бюджетов госдепа и АМР США. Он также добавил, что работать на эти деньги предполагается не только в русскоязычном информационном пространстве, но, например, и “на Западных Балканах”.
Завершил дипломат вступительное слово откровенным призывом к законодателям не жалеть денег на агитпроп. В его описании, голосовать за ассигнования такого рода – значит обеспечивать сохранение всего действующего миропорядка.
В качестве примера организации работы Зифф рассказал, что сразу после трагического инцидента с малайзийским авиалайнером в небе над Украиной летом прошлого года госдепартамент США предоставил своему посольству в Москве услуги “130 специалистов, владеющих русским языком”. Общими усилиями посольства и этой вспомогательной бригады готовились и распространялись “ежечасно обновляемые” информационные пакеты, которые “помогали опровергать российские “теории заговора”, – сказал американский дипломат.
“Быстрое реагирование жизненно важно”, но в долгосрочной перспективе необходим “наступательный подход”, – продолжал он. Здесь примером стала деятельность так называемой “группы друзей Украины”, насчитывающей, по словам Зиффа, “20 с лишним правительств-единомышленников и международных организаций”. Она “регулярно проводит консультации”, обсуждая содержание и методы работы, сообщил представитель госдепартамента.
Наконец, с еще более дальним прицелом, по словам американского пропагандиста, организуются “программы обменов и учебы, объединяющие журналистов и других лидеров общественного мнения в региональном и трансатлантическом масштабах”.
Одна из сенаторов попросила Зиффа прокомментировать профильные программы сотрудничества с Западной Европой. При этом она сама констатировала, что центры такого рода работают в Брюсселе (ЕС) и Риге (НАТО), что привлекаются также неправительственные организации и национальные СМИ наподобие “Немецкой волны”.
В ответ Зифф сказал, что только что вернулся из Брюсселя, где “большая команда занимается тем же самым, что и мы здесь”. “Мы с ними координируем усилия, еженедельно проводим телеконференции, часто общаемся дополнительно, делимся своими (информационными) продуктами”, – пояснил он, добавив, что координационную роль играют и посольства.
“Наиболее настроены” на эту работу, по словам представителя госдепартамента, “приграничные (с Россией) страны”. Зифф напомнил, что в сентябре в Польше под эгидой Национального фонда США в поддержку демократии (NED) “вживую” проводилась профильная международная конференция.
На вопрос о “работе с диссидентами в самой России” Зифф ответил, что “эту тему предпочел бы обсуждать в закрытом режиме”, поскольку “так было бы полезнее для дела”.
На ее же дальнейший вопрос о том, не причастна ли Россия к успехам националистических партий в Европе, последовал ответ, что “конкретные примеры” такого рода госдепартаменту не известны, но что “нынешний наплыв беженцев создает благоприятную питательную среду” для подъема националистических настроений.
По поводу использования современных информационных технологий Зифф сказал, что 63 посольства и консульства США в Европе и Евразии применяют “весь диапазон современных СМИ”. Для этого, как он заверил, у них есть подготовленные специалисты, умеющие работать как “с традиционными СМИ и лидерами общественного мнения”, так и с любыми новинками соцсетей.
В этом же контексте дипломат напомнил, что руководство эфирного агитпропа США в Вашингтоне “увеличило объем русскоязычного вещания более чем на 100%”, что его сетевые телепрограммы “достигают более 2,5 млн человек в неделю”. По словам Зиффа, “весьма популярны” и рассылки через Twitter, осуществляемые из штаб-квартиры госдепартамента США. Мы даем из Вашингтона “мета-послание” (meta message), сказал дипломат, имея в виду пропагандистский контент, а “команды на местах” адаптируют и доводят его до местных аудиторий.
На просьбу уточнить, какие методы эффективны в работе непосредственно на российскую аудиторию, представитель госдепартамента США ответил, что лучший способ выхода на нее – телевидение, но американцам приходится работать через соцсети и сетевое вещание в интернете.
Отвечая на другие вопросы, дипломат, в частности, подтвердил, что госдепартамент США тесно координирует свои усилия в информационно-пропагандистской сфере с Пентагоном, чтобы “подход у всего правительства был общий”. Как сын бывшего сотрудника Информационного агентства США – USIA, он выразил сожаление по поводу упразднения этого ведомства после распада СССР, но заверил, что госдеп теперь неплохо справляется с теми же пропагандистскими функциями, а непосредственно занятые на этой работе люди даже чувствуют себя “ближе к политике”.
Чтобы оправдать траты американской казны, Зифф откровенно старался преувеличить масштабы “российской угрозы” для США и их союзников в информационном пространстве. Он утверждал, будто в России затраты на информационно-пропагандистскую работу “дома и за рубежом” достигают $1,4 млрд в год.
Москва утверждает, что к ней прислушиваются более 600 млн человек в 130 странах на 30 языках, сказал представитель госдепартамента США.
Впрочем, одновременно он пытался доказывать и то, будто все эти российские усилия неэффективны и отношение к России во внешнем мире по большей части негативное. Подтверждением служили данные западных опросов общественного мнения.
В заключение всего своего выступления Зифф еще раз подчеркнул, что, с точки зрения госдепартамента США, противостояние с Россией в информационно-пропагандистской сфере – “задача не только на ближайшее будущее, но и на среднесрочную и долгосрочную перспективу”.
Источник: vpk.name