Мировая экономика вновь находится на пороге глобальной перезагрузки. Состояние хозяйственных систем и основные показатели развитых стран говорят, что нынешняя модель исчерпала свой ресурс и нуждается либо в переосмыслении, либо в допинге. Накануне Washington Times опубликовал статистическое послесловие президентского срока Барака Обамы. По окончании правления темнокожего нобелевского лауреата госдолг США достигнет циклопических 20 триллионов долларов, увеличившись вдвое, по сравнению с показателями Джорджа Буша-младшего.
Прекратить печатать зеленые бумажки и евро, обеспеченные сомнительными расписками – слишком волевой шаг и слишком дорогое удовольствие, чтобы на него решиться. Особенно, когда есть другие, менее болезненные для американских финансовых элит способы отсрочить крах созданной ими экономической модели.
Задача оттащить мир от новой «Великой депрессии» возложена на два новых экономических блока – Транс-Атлантическое и Транс-Тихоокеанское партнерства — своеобразное ВТО версии 2.0. Новые правила беспошлинной торговли при тотальном соблюдении авторских прав и экологических стандартов наряду с запретом на господдержку отстающим секторам по замыслу разработчиков дадут конкурентные преимущества самым развитым хозяйственным системам, таким как американская, с производственных стандартов которой и было списано соглашение. Остальным игрокам придется открывать таможенные терминалы для тысяч «звездно-полосатых» товаров, которые будут беспрепятственно вытеснять с прилавков местную продукцию, в том числе, генно-модифицированные продукты питания.
Изначально проект не предусматривал участия в нем России и Китая – стран бесконечно далеких от американских торговых и производственных норм, с которыми очень тяжело договариваться. Но времена меняются. Накануне госсекретарь США Джон Керри призвал обе республики участвовать в проекте, который объединит уже 90% мировой экономики.
Все бы ничего, да американские предприниматели, готовые к российской экспансии, будут кредитоваться местными банками под 1-3%. Ответного удара от отечественного бизнеса ждать наивно, учитывая 13-15% ссуды для доморощенных коммерсантов. В результате получится избиение младенцев на нашей территории. Более 20 лет Россию затаскивали в ВТО, заставляя соответствовать стандартам мировой торговли и теперь предлагают вступать в новое объединение, руководствуясь принципиально иными правилами.
Казалось бы, при таких раскладах могучий Китай расправит плечи и удушит половину мировой индустрии своими дешевыми беспошлинными товарами. Но не все так просто. Не для торжества «красного дракона» создавался этот блок. Не случайно Барак Обама в ходе подписания соглашения заявил, что США должны диктовать правила мировой торговли. На пути восточного ширпотреба планируется поставить шлагбаум в виде соглашений по соблюдению авторских прав и пресловутых экономических норм.
Но и это еще не все. Национальные элиты, подписывающие соглашение, де факто отдают часть прав и полномочий президентов и правительств инвестиционным фондам и транснациональным корпорациям. Таким образом, сбывается некогда футуристический прогноз социолога Бориса Кагарлицкого, предсказавшего отмирание национального государства в пользу экономических субъектов.
Под эгидой партнерств будет учрежден новый международный трибунал, который будет разрешать споры между государством и крупным бизнесом, которые будут почти всегда решаться в пользу крупного бизнеса. Обжаловать решения этого суда попросту негде. И это далеко не все подводные камни новых экономических блоков, уставы которых по-прежнему не опубликованы в открытом доступе в полных версиях.
Соглашения продолжают дорабатываться, натыкаясь на интересы бизнес-элит ведущих стран мира, чувствующих себя ущемленными то в одной, то в другой сфере.
Горячая дискуссия идет и вокруг роли национальных банков. В Конгрессе хотят ограничить право ЦБ участников партнерств на валютные интервенции. Ибо понижение курса национальных валют относительно доллара может быть использовано против американского импорта.
Перед российским экономическим блоком встает очередная непростая дилемма. Продолжать интегрироваться в глобальный рынок, обреченный лопнуть, что с Транс-Тихоокеанским партнерством, что без него или же пойти по пути самоизоляции. И то, и другое в исторической перспективе плохо и губительно. Для США и ФРС иного выхода сохранить ведущие роли в современном мире попросту нет. Впрочем, сделать это удастся на весьма непродолжительное время.
Источник: discussio.ru