Что жители ЕС думают об Украине: исследование

Что жители ЕС думают об Украине: исследование

Большинство европейцев уверены, что в Украине происходит вооруженный конфликт, срежиссированный Россией. Согласно исследованию*, которое презентовал 4 ноября Институт мировой политики, так считает 60% граждан восьми стран-членов ЕС – Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Польши, Швеции и Нидерландов.

Больше всего приверженцев этого утверждения – среди поляков (75%). Меньшинство – среди опрошенных французов (46%) и британцев (49%). Совершенно не согласны с этим 20% всех опрошенных.

Вариант ответа “Война с Россией” выбрали 54% респондентов, но полностью согласны с этим утверждением только пятая часть опрошенных, большинство из которых – поляки (64%). Против него высказались 27%.

53% опрошенных считает, что в Украине происходит гражданская война. Этот тезис больше всего поддерживают граждане Германии и Италии (61% и 59% соответственно). В рейтинге ответов он занимает третье место.

Всего треть опрошенных разделяют украинскую официальную версию происходящего – что на востоке Украины ведется АТО – 33%. Немного больше респондентов уверены, что идет война между Россией и США/Западом.

Меньше всего граждан ЕС считают, что конфликт на Востоке Украины инспирирован Западом.

Эту конспирологическую теорию поддерживают 25% респондентов (хотя специалисты отмечают, что процент таких людей все равно сравнительно высок).

Заместитель директора Института мировой политики Кристина Зарембо обращает внимание на то, что респонденты выбирали больше одного ответа даже тогда, когда эти ответы друг другу противоречили. “Люди могли одновременно выбрать варианты “Война между Украиной и Россией” и “гражданская война”, – сказала Зарембо. Так, согласно данным исследования, 53% опрошенных граждан считает, что в Украине гражданская война, и в то же время 54% убеждены, что Украина воюет с Россией.

Примечательно, что примерно пятая часть жителей восьми стран-членов ЕС вообще не смогли ответить на вопрос, что происходит в Украине.

В оценке ситуации на Донбассе наиболее уверенными оказались жители Польши – среди них наименьший процент тех, кто не определился с рассматриваемым утверждением.

Опрос выявил, что подавляющее большинство респондентов, которые не определились с ответом – женщины. И чем более обеспеченным был опрошенный человек, тем чаще он не знал ответа.

“Результаты исследования действительно были неожиданными в плане того, что очень много людей в Европе не могут определить характер конфликта на Донбассе – война это, гражданская война или агрессия России. Неожиданным для меня стало то, что 61% немцев считает, что это гражданская война”, – сказала в комментарии “Сегодня.ua” директор Института мировой политики Алена Гетманчук.

Однако она указывает и на положительную тенденцию: несмотря на российскую пропаганду, мало кто в ЕС поверил в миф о “фашистах” и о том, что война на востоке финансируется Америкой. По словам Алены Гетманчук, есть небольшой процент тех, кто верит в конспирологические теории в Италии, но по всему ЕС они не имеют поддержки. “Но есть и то, что России удалось – гибридный характер войны вводит людей в замешательство и они действительно не могут понять, что и как на самом деле происходит”, – уверяет она.

Катерина Зарембо допускает, что те, кто выбирал вариант “Война между Россией и США/Западом”, мог иметь в виду цивилизационный конфликт. “Некоторые и правда верят в теории заговора, но вероятно, многие имели в виду противостояние двух систем ценностей”, – говорит она. Низкий показатель осведомленности в украинском вопросе она объясняет тем, что Украина в последнее время ушла с первых полос – ее затмили другие актуальные темы, и чтобы привлечь к себе внимание мировой общественности, нужно много работать – налаживать контакты со СМИ, подключать диаспору, проводить стратегическую внешнюю политику со стороны МИД.

Как Украина может изменить мнение европейцев о событиях на Донбассе

То, что результаты опроса оказались неожиданными, особенно в разрезе конкретных стран ЕС, подтверждают многие эксперты. Разнобой в восприятии ситуации на востоке Украины демонстрирует, где уровень воздействия российской пропаганды сильнее, и, следовательно, где в первую очередь Украине нужно приложить усилия, чтобы повысить уровень осведомленности о происходящем в нашей стране.

“Гибридная война формирует гибридное восприятие”, – сказала Марьяна Беца, спикер Министерства иностранных дел. “Мы осознаем, что российская пропаганда не является единственным фактором, который влияет на восприятие европейцами Украины. Но вместе с тем, ее нельзя недооценивать. На сегодня эффективных механизмов противодействия такой пропагандистской машине нет. Единственный рецепт против нее – говорить правду”, – сказала представитель ведомства.

С ней согласен и Михаил Самусь, заместитель директора по международным вопросам Центра исследований армии, конверсии и развооружения. “Мы объективно не может сражаться с Россией в контрпропаганде. Мы должны вырабатывать нелинейные, гибридные походы в противодействии пропаганде и заполнении вакуума, который существует в европейских странах относительно Украины”, – заявил он. Самусь считает, что во многом такая ситуация сложилась исторически, и теперь Украине придется ее менять. “Начиная с Петра І, российская пропаганда действовала с расчетом на то, что Украины не существует. И в принципе, сейчас ей продолжать это делать легко”, – считает эксперт.

С чем ассоциируется Украина у жителей ЕС

Почти половина (46%) европейцев, опрошенных в шести крупнейших по численности населения стран-членов ЕС, ассоциируют нашу страну с войной. На втором месте среди ассоциаций с Украиной – Россия (18%). Остальные ответы, среди которых – бедность, Крым, Чернобыльская катастрофа,  красивые женщины, – пользуются поддержкой меньше 10% опрошенных.

Во время мероприятия эксперты ИМП презентовали также результаты опроса относительно европейских стремлений Украины в Нидерландах и Швеции. Жителям этих двух стран было предложено назвать три главных ассоциации с Украиной и перечислить аргументы в пользу и против членства Украины в ЕС.

Швеция считается дружественной Украине страной, однако шведы еще не уверены в том, что Украина готова стать частью ЕС.

“В то время как 18% шведов убеждены, что Украина предана европейским ценностям, почти треть (31%) считают, что она еще должна доказать эту преданность”, – сказала замдиректора ИМП Кристина Зарембо. Зато шведы воспринимают Украину более позитивно: сине-желтый флаг – четвертая среди наиболее распространенных ассоциаций. Первые места традиционно занимают война (35%), Россия (22%) и бедность (17%).

65% шведов (в этом вопросе они солидарны с Нидерландами) разделяют мнение, что вооруженный конфликт на востоке Украины инспирирован Россией. Однако 57% граждан этой страны не знакомы с понятием “АТО”.

В Нидерландах большинство ключевых ассоциаций с Украиной типичные: это война (34%), Россия (23%), бедность и Крым. “Но наше внимание здесь привлекает вторая строчка – падение малазийского “Боинга” МН-17, который 17 июля прошлого года разбился на Донбассе. Это событие стало водоразделом в нидерландской внешней политике по отношению к Украине”, – считает Кристина Зарембо. По ее словам, именно поэтому эта ассоциация является одной из ключевых среди нидерландцев и занимает вторую позицию после войны с результатом 33%. Крушение самолета повлияло и на отношение жителей Нидерландов к событиям на востоке Украины: большинство опрошенных (65%) считает, что вооруженный конфликт там инспирирован Россией.

Эксперт полагает, что результаты опроса в Нидерландах показали, почему так легко оказалось собрать подписи для проведения референдума о ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. “Мы выяснили, что из всех опрошенных стран-членов ЕС Нидерланды наиболее скептично относятся к Украине и меньше всего о ней знают. 47% граждан Нидерландов – это рекордный показатель – не смогли дать ответ на вопрос, почему Украина должна быть в Европейском Союзе”, – сказала Кристина Зарембо. Также в Нидерландах наибольший процент тех, кто не считает Украину частью Европы (14%). В ходе презентации она также отметила, что это исследование готовилось задолго до объявления референдума.

“Мы бы также очень хотели провести аналогичные опросы в Греции и Румынии, но, к сожалению, условия, которые нам там были предложены, не позволили нам этого сделать”, – сказала директор Института Алена Гетманчук.

Как изменить мнение европейцев: комментарии экспертов

Чтобы изменить отношение к нашей стране в европейском обществе, нужно в первую очередь работать с лидерами мнений, уверены специалисты. “Самый эффективный путь для того, чтобы продвигать интересы Украины и влиять на ее восприятие – работа с интеллектуальным слоем европейских стран: экспертами, журналистами, аналитиками, которые являются лидерами мнений. Надо устраивать встречи и общаться с ними в неформальной обстановке, объясняя, что происходит на самом деле, не пытаясь никого ни в чем переубеждать – только факты и доказательства этих фактов. Нужно действовать точечно. После этого любая пропаганда уже не проходит – она выглядит просто смешно”, – рассказал Михаил Самусь, заместитель директора по международным вопросам Центра исследований армии, конверсии и развооружения. Такой опыт он уже внедрял в Чехии, и он оказался эффективным.

По мнению вице-президента Конгресса Национальных общин Украины Иосифа Зиссельса, в европейском обществе существуют исторически сложившиеся стереотипы, которые нужно принимать во внимание. “Та историческая память, которая создалась в Европе на протяжении последних ста лет – это почва, на которую падают эти зерна информационной пропаганды”, – считает Зиссельс.

Немаловажно также понимать и ситуацию в Украине. “Украина оказалась на цивилизационном разломе между Европейской и Азиатской цивилизацией. 300 лет колониальной зависимости от России, когда все украинское уничтожалось или монополизировалось – какое верховенство права? Как может появиться уважение к закону в стране, где его никогда не было? Сама Европа шла к верховенству права сотни лет! Она пережила очень длительные периоды реставраций, революций, и снова реставраций – весь 19 век и часть 20-го наполнены этим. А от нас они требуют на протяжении жизни одного поколения, чтобы из колониальной страны мы превратились в европейскую. Европейцы в этом живут, и думают, что мы автоматически тоже должны попасть в такое мировосприятие. Но автоматически ничего не меняется. Вот здесь Европа и могла бы нам помочь в продвижении по пути к европейским ценностям, если она хочет, чтобы мы были частью Европы. Если она нам не поможет, это все равно произойдет, но намного позже”, – говорит эксперт.

Иосиф Зиссельс разделяет мнение Михаила Самуся о том, что нужно воздействовать на общественное мнение европейцев изнутри. “Мы чувствуем, что за последние полтора года Европа стала лучше относиться к Украине, несмотря на эту дьявольскую пропаганду. Правда, конечно, важна – это необходимое, но недостаточное условия для победы на информационном фронте. Нам не хватает мощности для пропагандирования своей правды на Западе. У нас никогда не будет таких средств для этого, какие есть у России. Поэтому речь идет не об ответе России, а о создании в разных странах сообществ людей, которые симпатизируют Украине, чтобы они сами генерировали эту правду и насыщали ею свое информационное пространство внутри европейских стран. Этим должны заниматься выходцы из Украины. Мы такое провели в Америке в апреле этого года: 12 этнических общин Америки подписали документ о помощи Украине. Нужно объединение как государственных институций, так и гражданского общества”, – уверяет Иосиф Зиссельс.

*Опрос был проведен компанией TNS по заказу Института мировой политики в рамках проекта “Новая европейская политика: Заполняя пробел в информации”, который осуществляется при поддержке проекта “Объединяемся ради реформ (UNITER)”, финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляется Pact Inc. Опрос проводился с 29 мая по 4 июня 2015 года.

Источник: segodnya.ua

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий