Об экспансии на АвтоВАЗ чешских и немецких топ-менеджеров в период руководства компанией Бу Андерссона в Тольятти сейчас знает почти каждый. Теперь именно они встали в авангарде вазовского управленческого интернационала, потеснив даже представителей держателя контрольного пакета предприятия альянса RenaultNissan – японцев и французов.
Первых на заводе практически не осталось, а небольшой коллектив французских специалистов среднего звена, занятых работой над запуском модели XRAY, недавно был в шаге от того, чтобы покинуть Тольятти. Чешские и немецкие менеджеры, тем временем, заняли практически все ключевые должности, а фирмы из Чешской Республики получают от АвтоВАЗа многомиллионные подряды – в частности, в сфере логистики и PR. О назначенцах при этом мало что известно, кроме того, что почти все они раньше были связаны с концерном Volkswagen и его дочерней компанией – чешской Skoda, где некогда трудилась супруга президента АвтоВАЗа Бу Андерссона Катержина Матушкова. Сам Андерссон предпочитает не распространяться о причинах столь специфической кадровой политики. «Парк Гагарина» попытался хоть как-то восполнить этот пробел и собрать сведения о самых влиятельных чешских менеджерах АвтоВАЗа.
Логистика в стиле «я так хочу!»
Петр Лингарт
Формально самый влиятельный чешский специалист на АвтоВАЗе (хотя все наши собеседники говорят, что он лишь №2) — Петр Лингарт. Вся его карьера ранее была связана с предприятиями Volkswagen и Skoda, а на АвтоВАЗе Лингарт занял должностьвице-президента по корпоративному управлению. В июне, после довольно странной реструктуризации, в результате которой в одну службу были объединены логистика и корпоративное управление, менеджер возглавил образовавшуюся службу в статусе вице-президента. Слияние прошло столь стремительно, что ранее курировавший логистическое направление канадец Пол Миллер узнал о том, что он больше не вице-президент от собственных подчиненных, находясь в отпуске. По словам многих вазовских управленцев, этот эпизод ярко характеризует новые кадровые приоритеты Андерссона.
В команду Лингарта вошли и другие граждане Чешской Республики. Проект по запуску производства новых автомобилей возглавили Рихард Мюллер и Иржи Штика, проект по управлению цепочек поставок – Игор Баранец, проект по спрямлению потоков – Йосеф Кисс, проект по аудиту логистики – Камил Махал, проект по корпоративному развитию – Катержина Матушкова, с формальной точки зрения подчиняющаяся Лингарту.
Его правой рукой называют Мартина Кмента, к которому, похоже, перешел ряд компетенций уволенного Миллера. Де-факто, именно Кмент сейчас курирует на предприятии логистику, говорят наши источники, хотя никаких должностей на заводе он не занимает. Если верить данным, размещенным на странице Кмента в сети Linkedin, он является владельцем чешской логистической компании «Logio», которая также получила подряд от АвтоВАЗа на работы по оптимизации цепочек поставок. Некоторые из собеседников «Парка Гагарина», комментируя роль руководителя компании-подрядчика внутри предприятия, употребляли термин «конфликт интересов».
Успехи чехов в производстве, логистике и инжениринге в целом пока вызывают скорее скептические оценки. Вазовские специалисты рассказывают, что новых менеджеров больше всего заботит «культура производства» и вопросы чистоты заводских туалетов, нежели прямые обязанности. «Масштабы АвтоВАЗа им просто непонятны, они мыслят так, как мыслят начальники небольшого заводика отверточной сборки. – говорит один из наших собеседников. – Отнюдь не превосходят российских коллег по компетенции. Зато на любые доводы наших специалистов отвечают просто: «Я так хочу!». Почти у всех – прямой выход на Андерссона, он им полностью доверяет».
Пражские хипстеры в статусе советников
Рекламу и PR АвтоВАЗу теперь тоже делают чешские специалисты. Ключевыми фигурами, занятыми заводским паблисити называют советника Бу Андерссона Милана Смутны и одного из руководителей пражского PR-агентства «McShakespeare» («ЭмСиШекспир») Радима Юнга, проработавшего в Тольятти несколько месяцев, по нашим данным, также в статусе советника.
Милан Смутны
Летом «McShakespeare» получило от АвтоВАЗа подряд на PR-сопровождение. Фирмаоснована недавно и пока мало чем знаменита: в портфолио значится опыт работы с десятком компаний, в числе которых, кстати, и упомянутая «Logio». «Мы – основной консультант АвтоВАЗа по вопросам коммуникаций, участник и инициатор реформ в этой области», – сообщается в объявлении «McShakespeare» на портале HeadHunter. Там же сказано, что у «McShakespeare» есть полный карт-бланш от руководства АвтоВАЗа.
Это неудивительно, учитывая, что сотрудничеству со столь крупным клиентом «шекспиры» наверняка обязаны Катержине Матушковой. Объемы контракта с российским автогигантом «Парку Гагарина» выяснить не удалось (в соответствии с отчетностью, затраты АвтоВАЗа на рекламу в прошлом году составили более 1,6 млрд рублей), но, судя по всему, он стал для скромного агентства настоящей удачей. По такому случаю сайт «McShakespeare» даже оснастили русскоязычной версией. Перевод странички, правда, пока хромает, но кое-что о новых специалистах узнать все-таки можно. Скажем, в профиле Радима Юнга сообщается, что «против своей воли он пражский хипстер».
Судя по страничкам новых рекламщиков в соцсетях, на заводе они работают скорее вахтовым методом, регулярно курсируя между Тольятти, Москвой, Питером и Чехией. Вдохновляться на креатив им, похоже, помогают прогулки по тольяттинской набережной, катания на катере, посиделки в заведении «Ведро гвоздей», общение с дальнобойщиками, экскурсии на «Аллею героев» Баныкинского кладбища и другая провинциальная экзотика.
«Более чем типажные персонажи. – рассказал «Парку Гагарина» один из местных журналистов, пообщавшихся с новой командой специалистов. – Рэйбэны-макбуки, интеллект и ирония в каждой фразе. Так изображают пиарщиков в голливудских фильмах». Занятно, но принято считать, что примерно так же выглядят и модельные представители тех самых социальных групп, у которых продукция тольяттинского автозавода вызывает разве что иронию, переходящую в презрение. Но, наверное, это не только ни как не помешает, но, возможно, и поможет чешским профи правильно брендировать и позиционировать.
Радим Юнг (слева) и Кирилл Иориш на Волге
Говорят, что вместе с новым бренд-менеджером Кириллом Иоришем они взялись за разработку некой «Концепции трех поколений» потребителей вазовских автомобилей, но в чем заключаются ее тезисы – неизвестно. Пока новые пиарщики прославились разве что казусами в интернете, а чувство юмора их пару раз уже подвело. Едва ли не в первый день работы на АвтоВАЗе Радим Юнг разослал письмо руководителям заводских подразделений с вежливой просьбой воздержаться от общения с журналистами без предварительной консультации в его службе, и не передавать СМИ корпоративную информацию. Письмо Юнга было «слито» в прессу уже спустя пару часов. Затем в интеренте долго муссировался ответофициального вазовского twitter-аккаунта на твит известного журналиста и блогера Олега Кашина с шуткой об автомобилях Lada. История закончилась руганью на странице Кашина в Facebook.Причем, вазовские пиарщики спорили не столько с ним, сколько между собой – Иориш и глава компании «Социальные сети» Денис Терехов (ведет SMM-обслуживание АвтоВАЗа) публично выясняли, кто же именно из них придумал остроумный ответ журналисту, а кто всего лишь его разместил.
Очевидно, усилиями новых специалистов были сгененрированы идеи некоторых публичных акций, вроде флешмоба «Крутое сёлфи с LADA», когда пользователям соцсетей было предложено размещать свои фото с мини-моделями вазовских автомобилей. Кто скреативил еще один флешмоб – поздравление Бу Андерссона с юбилеем с участием снятых с производства сотрудников – остается только догадываться.
Забавно, что одного чешского PR-советника руководству завода показалось недостаточно. На предприятии, также в должности советника президента, числится и Милан Смутны. О нем известно немного. Из открытых источников ясно, что раньше он работал пресс-секретарем «Skoda-Auto». Также не вполне понятно, как именно распределяются полномочия между ним, «McShakespeare» и еще одном советником Андерссона по PR – Алексеем Агуреевым.
«Раиса Максимовна» АвтоВАЗа
Про таинственную спутницу Бу Андерссона, «первую леди» АвтоВАЗа, в Тольятти заговорили почти сразу после назначения шведа главой компании. Сорокалетняя блондинка практически не отходила от главы предприятия на всевозможных мероприятиях и встречах, кажется, даже в день визита на завод официальной супруги Андерссона. Спустя несколько месяцев в качестве таковой президент представил уже Катержину.
Бу Андерссон и Катержина Матушкова
О биографии Матушковой, до ее переезда на АвтоВАЗ, известно не слишком много. Ее имя фигурирует разве что в малоприметном рекламном буклете Skoda, к изготовлению которого, очевидно, она имела отношение, а также в одной из нежегородских интернет-газет. По слухам, именно в Нижнем, где в 2011 году Volkswagen и Skoda открыли производство своих моделей, они и познакомились с Бу Андерссоном, возглавлявшем в то время ГАЗ.
Самые разные сведения блуждали и о долждностных полномочиях Матушковой на АвтоВАЗе. С 1 июля 2014 года она якобы числилась в странной должности «начальника отдела (в промышленности)» и подчинялась непосредственно президенту компании. Ходили слухи и об окладе загадочной сотрудницы – 33000 евро. Как говорилось выше, теперь Матушкова – начальник проекта по корпоративному развитию.
В прессе появлялась информация о том, что фактически Матушкова руководит сразу несколькими фронтами работ. Курирует PR компании и продвижение продукции (отсюда контракт с «McShakespeare»), реструктуризацию корпоративного медиа-холдинга и работу с непрофильными активами, в частности с заводскими турбазами и резиденциями. В конце прошлого года в СМИ попала странная история о реконструкции на базе «Фортуна» (там традиционно расквартирован вазовский топ-менеджмент), которой руководила будущая супруга Андерссона.
Сейчас Матушкова и Андерссон значительную часть времени проводят в Ижевске, где АвтоВАЗ запустил производство новой модели Vesta. Во всяком случае, в столице Удмуртии для них, якобы, специально арендован коттедж, оснащенный весьма недешевым интерьером. Еще один коттедж закреплен за президентом и его супругой в тольяттинском Портпоселке. При этом «Фортуна», в числе еще нескольких турбаз, говорят проходит дорогостоящую предпродажную подготовку – также под руководством Катержины.
Как бы то ни было, колоссального влияния Матушковой на АвтоВАЗе не отрицает, кажется, никто. В связи с чем старожилы завода даже сравнивают ее с супругой другого реформатора – Михаила Горбачева. «Она тут как Раиса Максимовна! Вспомните, как закончил Советский Союз! Вот и АвтоВАЗ закончит так же!».
Владимир Мартыщенко
Источник: parkgagarina.info