31 октября произошла страшная трагедия. Самолет A321 компании “Когалымавиа”, летевший по маршруту Шарм‑эль‑Шейх—Петербург, разбился на территории Синайского полуострова. Все, кто находился на борту воздушного судна, — погибли. Катастрофа стала крупнейшей за историю современной России. 1 ноября был объявлен днём траура по погибшим.
Одной из основных версий в расследовании стала техническая неисправность лайнера. Следователями было выяснено, что авиакомпания “Когалымавиа” испытывала серьезные финансовые трудности, что могло стать косвенной причиной катастрофы. Долговые обязательства “Когалымавиа” по займам в 2014 г. составили более 1 млрд. рублей. Это не могло не сказаться на уровне технического обслуживания самолетов. На момент катастрофы лайнер эксплуатировался уже 18 лет.
Кроме этого, есть информация о том, что А321 был “битым”. По данным базы авиационных происшествий, в 2001 году самолет получил т. н. тэйлстрайк, то есть удар хвостовой части по взлётно-посадочной полосе. Ремонт в таких случаях считается сложной и дорогостоящей операцией. Есть минимум два подтвержденных случая, в которых неправильный ремонт подобных повреждений привел к последующему разрушению самолета в воздухе: Japan Airlines Flight 123 —12 августа 1985 г. (520 погибших) и China Airlines Flight 611 — 2002 год (224 погибших). Опыт уже произошедших катастроф показывает, что от момента неправильного ремонта самолета до последующей катастрофы могут пройти годы. Проблема может оставаться незамеченной при многочисленных рутинных проверках, которые просто не предполагают поиска подобных структурных проблем. В пользу этой версии говорит и то, что на фотографиях обломков Airbus A321 виден более-менее неповреждённый “хвост”, который как бы “отделён” от самолёта.
Однако не исключена и версия теракта. Дело в том, что А321 не обращался за помощью к авиадиспетчерам в аэропорту Шарм-эль-Шейха, как это обычно делается при аварийных ситуациях. “Связь авиадиспетчеров с российским самолётом осуществлялась в нормальном режиме до момента катастрофы, — заявил министр гражданской авиации Египта Хусам Камаль. — Российский пилот не просил о помощи, самолет исчез с радаров внезапно”. Заметим, что крушение произошло именно в том регионе, где действуют террористы. Вооруженный конфликт на Синайском полуострове между радикальными исламистами и правительственными силами Египта начался в 2011 году и продолжается до сих пор.
Косвенно версию теракта подтверждает и приостановка полётов над Синаем крупнейшими авиакомпаниями. Air France, Lufthansa и Emirates решили избегать полетов над Синайским полуостровом до выяснения причин трагедии. Можно списать это на обычную осторожность, но, как говорится, нет дыма без огня.
Телеканал “Аль-Джазира”, ссылаясь на собственные источники, сообщил, что на борту лайнера мог находиться террорист-смертник, который якобы и привёл в действие взрывное устройство. Понять, так ли это, или же взрывчатка была заложена в самолёт в аэропорту (опять же о наличии террориста на борту и о каких-либо требованиях с его стороны пилоты не сообщали), можно будет лишь только после тщательного расследования обстоятельств катастрофы. Однако 1 ноября директор Межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко заявил, что самолет разрушился еще до столкновения с землей. “Разрушение произошло в воздухе, и фрагменты разбросаны на большой площади (около 20 кв. км)”, — отметил он.
Представители террористической группировки “Исламское государство” вскоре после крушения самолета взяли на себя ответственность за гибель российского лайнера. Было даже размещено видео, на котором боевики выпускают зенитную ракету по А321. Тем не менее, эта версия не является достоверной. Эксперты телекомпании BBC сообщили, что у боевиков в принципе нет оружия, способного подбить самолет на высоте 9450 м. Именно на этом расстоянии от земли находился лайнер до момента начала снижения.
Человеческое горе не имеет государственных и временных границ. Однако для многих это становится лишь поводом выбросить свою злобу.
Особенно отличились в злорадстве украинцы. Из наиболее мягких, комментарий пользователя archess: “А у москалей самолётик разбился”. А вот пользователь под ником “Великий Укр” устраивает опрос: “Хотят ли украинцы, чтобы российский самолет на самом деле разбился?”. Вариант “нет” в опросе даже не предусмотрен. Пользователь Кацахол даже не скрывает своих мыслей за иронией и говорит просто: “Русские как бы не совсем люди”. Подобного рода комментарии делают не только простые люди, но и лица официальные. Например, твит помощника Антона Геращенко, депутата Верховной Рады: “Дохлая русня! Это первый день твоей новой жизни на Синае!”
Самой “популярной” в мировых соцсетях стала фотография Ольги Шеиной. На ней запечатлены её муж и маленькая дочь на трапе самолёта. Комментарии к фотографии издевательские: “Как отдохнули?”, “Как прилетите — отзвонитесь”.
Следует отдать должное: в каждой стране не без уродов и не без добрых людей. Большинство интернет-пользователей старались найти слова поддержки и сочувствия для родных погибших. Многие киевляне приносили в день трагедии к посольству России живые цветы, свечи и детские игрушки.
Впрочем, интересно, что никаких громких заявлений по поводу данного теракта сделано не было. Вспомним катастрофу малайзийского “боинга” летом 2014 года в небе над Донбассом. Практически сразу же западными СМИ была озвучена версия о причастности ополченцев или даже самой России к уничтожению малайзийского лайнера. Сразу же, то есть еще до начала какого-либо расследования. Например, Reuters писала: у Вашингтона есть серьёзные подозрения, что самолет был сбит ракетой, которую выпустили украинские сепаратисты, поддерживаемые Москвой. Премьер-министр Австралии Тони Эбботт в своих обвинениях пошел ещё дальше. По его словам, Москва должна ответить за пророссийских боевиков, которые виновны в катастрофе. Один высокопоставленный американский чиновник в интервью изданию The Wall Street отметил: “Все ниточки, так или иначе, идут к русским”.
Были заявления и на государственном уровне. В первые же часы после трагической гибели малайзийского самолета президент Украины Петр Порошенко обвинил в трагедии “сепаратистов и их российских кураторов”.
Особенный упор делался на гуманитарный аспект катастрофы: массовую гибель ни в чём не повинных людей. Сегодня мировые масс-медиа молчат. Что, “эти русские как бы не совсем люди?”
Сходство между двумя трагедиями налицо. Во-первых, и крушение малазийского “боинга”, и падение российского “аэробуса” произошли над территориями вооруженного конфликта. Во-вторых, ни в том, ни в другом случае экипаж не подавал сигнала о помощи. В-третьих, разрушение самолёта происходило ещё в небе. Надеюсь, рано или поздно эти факты будут сопоставлены между собой.
Алексей Гордеев
Источник: zavtra.ru