Куча автомобильных и бронетанковых заводов не сподобились родить нечто военное на базе гражданского грузовика.
В противостоянии Украины и ЛДНР есть один малопонятный парадокс, который не вполне объясним даже с помощью всех возможных «бритв Оккама» в виде «тупые», «вороватые» и «ленивые». Речь идет о нерожденной бронетехнике – той самой, которой вечно не хватало украинской армии из-за больших потерь и тотального предвоенного разворовывания военного имущества.
Есть несколько вполне неоспоримых фактов:
1 – война в Донбассе была крупнейшим европейским военным конфликтом после Второй Мировой войны. Даже война в Югославии не дотянула до такой насыщенности тяжелым вооружением и масштаба операций.
2 – Украина – не последняя промышленная страна. Да, не нужно в очередной раз повторять про «нищету» и «все развалилось». Развалилось далеко не все, тем более, что со времен СССР осталось столько машиностроительных и конкретно танкостроительных мощностей, что позавидует любая европейская страна: сегодня вполне себе живы — казенное предприятие «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова», казенное предприятие «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению», Завод им. В. А. Малышева, Житомирский бронетанковый завод, Киевский бронетанковый завод, Львовский бронетанковый завод, Николаевский бронетанковый завод, Харьковский бронетанковый завод, Харьковский завод специальных машин – и это не считая кучи автомобильных и авторемонтных, судостроительных, тракторных и прочих производств. Не будет большой дерзостью сказать, что по совокупной мощности бронетанковая промышленность Украины (и поставленная частично на военные рельсы мирная) превосходит таковую во всем СССР времен Великой Отечественной.
3 – украинская армия задыхалась и задыхается от нехватки всех видов бронетехники, за полтора года проблема абсолютно не решена.
4 – проблему пытаются решить кустарными поделками крайне низкого уровня изготовления и боевой пригодности.
Воля ваша, а я не могу этого понять. «Не могу понять» — не риторическая фигура, когда на самом деле все давно понятно, а всерьез – не могу, версий нет.
Глядя вот на ЭТО
Или ЭТО
невозможно поверить, что эти машины созданы в промышленной стране. Да, это 2014 год, времена «первого шока», но в том-то и дело, что в 2015 году, уже после Дебальцево, где было потеряно более ста единиц бронетехники, никто не сдвинул дело с мертвой точки.
Смотрите, что имеется в виду. Ничто не мешало и не мешает Украине создать аналог, ну, к примеру, СУ-76 времен ВОВ – не самой мощной, но исключительно дешевой и массовой «самоходки на все случаи жизни» — эрзац-гибрид штурмового орудия и БМПТ. Да, со слабым бронированием, да, с не самым мощным вооружением, но – фабричного производства. В конце концов, эта машина даже не обязательно должна быть гусеничной, сойдет и качественный «гантрак». Но – опять парадокс. Ни одного серийного гантрака за полтора года не появилось. Куча автомобильных и бронетанковых заводов не сподобились родить нечто военное на базе гражданского грузовика.
Для сравнения тем, кто полагает, что это невероятно сложно, дорого и долго. Вот – взрывозащищенный бронегрузовик курдского ополчения.
Его создали в обычной автомастерской, не на заводе. А выглядит так, что и на выставку не стыдно. Да, это единичный, уникальный экземпляр, но ведь – сделали. В гараже, по сути. Подобные машины также предлагались частными предприятиями украинскому Минобороны, но ни одна из них так и не поступила в больших количествах в армию.
Обычно война дает мощнейший импульс ВПК и научно-технической мысли. Но, по необъяснимым причинам, в Украине этого не произошло. Дело не пошло дальше нагромождение решеток на каждой бронемашине и разнобоя «броневиков» из котельного железа. Все украинские новинки типа бронеавтомобилей «Кугуар» в зоне АТО никакой роли не сыграли по причине ничтожного количества.
Вот бронированные КрАЗы – казалось бы, вот оно – отлично!
Но где они?! В Одессе весной этого года. Не в АТО. Берегут для полицейских операций, в бой не пускают. Паркетная техника. А где боевая?
Немцы в 1939 году воевали преимущественно на Pz-I и Pz-II, всего через два года основными машинами стали, соответственно, непрерывно модифицируемые «тройка» и «четверка», еще через два – пошли «тигры» и «пантеры». Это был наглядный качественный прогресс. В СССР было то же самое, равно как и в США и Англии. В Украине – ничего подобного. «Война должна быть выиграна тем оружием, с которым она начата». Но что-то не получается…
На самом деле, каковы бы ни были причины этого необъяснимого «консерватизма», можно только порадоваться. Если бы украинский ВПК спохватился и в период с конца лета 2014 до середины зимы 2015 наклепал полтысячи эдаких «СУ-76», итог операции под Дебальцево мог быть несколько иным, пусть и ценой нескольких сотен сожженных «одноразовых» машин… Технические возможности у украинской оборонки для этого были все. Слава Богу, не срослось.
Григорий Игнатов
Источник: cont.ws