Катастрофа самолета А321 авиакомпании «Когалымавиа» (Metrojet) над Синайским полуостровом может стать серьезным ударом по бизнесу чеченского предпринимателя Исмаила Лепиева – основателя туристического холдинга ТН&C, в структуру которого входит перевозчик.
За последние несколько лет ТН&C собрал приличную коллекцию активов в турбизнесе и смежных отраслях и претендовал на то, чтобы стать одним из наиболее крупных игроков российского рынка путешествий.
Неприметная империя
Президент холдинга TH&C (Tourism Holding & Consulting) Исмаил Лепиев не входит в рейтинги самых богатых россиян, однако масштабы его бизнеса вполне сопоставимы с фигурантами этих списков. В прошлом году, когда TH&C отмечал десятилетие, Лепиев сообщил в интервью, что в его состав входит 38 компаний, в которых работает более 10 тысяч сотрудников, а представительства холдинга есть на пяти континентах.
Согласно данным официального сайта TH&C, в его структуру в настоящее время входит четыре туроператора (российские Brisco, Evelina Travel и On Travel, а также эстонский Go Adventure), сеть турагентств «Привилегия отдыха», компания по оформлению виз BRP-Group и туристический портал Touringo.
Головные офисы большинства этих организаций и ряда близких к ним компаний расположены в столичном бизнес-центре «Золотое кольцо» на Южнопортовой улице, дом 5 – для многих московских чеченцев весьма знаковый район.
Ключевым зарубежным партнером TH&C является многопрофильный турецкий холдинг Prince Group, который, помимо туризма, работает в сферах строительства, транспорта и логистики, ИТ, медицины, спорта и т. д.
На туристическом рынке его основные активы – это турецкие сети отелей Euphoria (пять гостиниц, включая известные на анталийском побережье Corinthia Club Tekirova и Majesty Palm Beach), а также Porto Azzurro (два объекта).
Авиакомпания «Когалымавиа», также зарегистрированная на Южнопортовой, 5, является структурой, аффилированной с холдингом TH&C. Ее стопроцентным собственником выступает ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», совладельцами которой являются турецкий бизнесмен Хамит Багана (44,44%) и два выходца из Чечни – Амирбек Гагаев и Бувайсар Халидов (по 27,78%), а генеральным директором – еще один чеченец, Висхан Табулаев.
Гагаев, Халидов и Табулаев также владеют рядом компаний из сферы турбизнеса, некоторые из них зарегистрированы по тому же адресу, что и подразделения холдинга TH&C.
Трое этих бизнесменов – давние партнеры президента TH&C Исмаила Лепиева. В частности, Бувайсар Халидов с Лепиевым являются совладельцами ООО «Привилегия отдыха», а Висхану Табулаеву принадлежит ООО «ТриоМед» (туроператор Brisco).
Оценить совокупный оборот подразделений TH&C в России довольно сложно – по ряду подразделений холдинга какие-либо открытые финансовые показатели отсутствуют. При этом известно, что за последние три года авиакомпания «Когалымавиа» показала двукратный рост выручки – с 3,943 млрд рублей в 2012 году до 7,898 млрд в прошлом году (данные «СПАРК-Интерфакс»).
Однако за прошлый год объем долгосрочных обязательств компании вырос почти втрое, перевалив за 1 млрд рублей, а чистая прибыль сократилась с 87,3 млн рублей в 2013 году до всего лишь 2,4 млн по итогам прошлого года.
Остальные структуры TH&C, по которым имеется открытая информация, судя по их финансовым показателям, следует отнести к микробизнесу. Например, холдинговая компания ЗАО «Туризм Холдинг и Консалтинг», генеральным директором и единственным владельцем которой является Исмаил Лепиев, закончила прошлый год с выручкой 50 млн рублей.
«Западная авиационно-инвестиционная компания» заработала в 2014 году 7,4 млн рублей, а ООО «Триомед» – 61,7 млн рублей, хотя в последнем интервью Исмаил Лепиев заявил, что туроператор Brisco за год вырос на 300%. Исходя из этого можно предположить, что основная прибыль TH&C формируется не в России.
Перевозчик непростой судьбы
Основная стратегия бизнеса, которой придерживается холдинг TH&C, заключается в создании вертикально-интегрированной структуры активов.
«Мы стремимся к максимально возможному самообеспечению и саморегуляции своего бизнеса: налаживаем свою инфраструктуру, развиваем свои технологии, накапливаем опыт и привлекаем по мере потребностей новых партнеров из смежных сфер», – сообщал Исмаил Лепиев в прошлогоднем интервью.
Первоначально, с 2012 года, холдинг был представлен на российском рынке только в сегменте туристических услуг под брендом Lagina Travel (с 2012 года переименован в Brisco). Однако уже через несколько лет TH&C стал осваивать смежные виды деятельности, прежде всего авиацию.
Это было продиктовано логикой развития туристического бизнеса, в котором четко обозначилась тенденция к консолидации.
Еще в середине прошлого десятилетия российский туристический рынок стали активно захватывать крупные туроператоры, имевшие в своей структуре собственного авиаперевозчика (самый известный из таких альянсов – туроператор «Пегас Туристик» и авиакомпания Nord Wind). По тому же пути пошел и холдинг TH&C.
Основным партнером холдинга стала небольшая авиакомпания из города Когалым в Ханты-Мансийском автономном округе, ранее принадлежавшая «ЛУКОЙЛу». До вхождения в структуру TH&C «Когалымавиа» выполняла полеты на самолетах советского производства, но затем в парк компании вошли машины семейства Airbus.
В 2012 году перевозчик произвел ребрендинг и стал выполнять рейсы под брендом Metrojet, хотя название юридического лица осталось прежним (ООО «Авиакомпания “Когалымавиа”»). При этом в сетке полетов компании остались в основном чартерные рейсы.
Еще недавно у Исмаила Лепиева были серьезные планы по расширению авиационной деятельности.
В апреле прошлого года, к примеру, сообщалось, что «Когалымавиа» планирует объединиться с «Эйр Самара», а в течение ближайших трех лет закупить еще десять самолетов большой вместимости. Однако этот альянс не сложился: в начале года Росавиация отозвала у «Эйр Самары» сертификат эксплуатанта.
Кроме того, у «Когалымавиа» была попытка оказывать услуги стороннему туроператору – немецкой группе TUI, одним из ключевых акционеров которой является миллиардер из Череповца Алексей Мордашов (холдинг «Силовые машины»).
Но и этот альянс не принес успеха: самолеты «Когалымавиа» пролетали под брендом TUI всего два года, после чего в августе прошлого года немцы отказались от услуг перевозчика. В сообщении туроператора было сказано, что «данное решение принято на основании невозможности прийти к соглашению по коммерческим условиям партнерства».
После этого «Когалымавиа» стала судиться с российским подразделением TUI, компанией «ТТ-Трэвел», пытаясь взыскать с нее убытки в размере 1,392 млрд рублей, а туроператор, в свою очередь, выставил перевозчику встречные иски на общую сумму 12,6 млн долларов.
«ТТ-Трэвел» рассчитывает взыскать с авиакомпании авансовые платежи и переплату по агентскому соглашению на реализацию перевозок чартерными рейсами.
Катастрофа самолета «Когалымавиа» в небе над Египтом произошла в тот момент, когда рассмотрение обеих дел находилось в разгаре. Слушание по иску «Когалымавиа» к TUI в Арбитражном суде Москвы было назначено на 9 ноября, а по встречному иску – на 16 ноября.
Не исключено, что к этому времени ситуация вокруг «Когалымавиа» может еще не раз измениться.
Сразу же после падения А321 министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что в отношении компании будут проведены официальные внеплановые проверки по линии Ространснадзора, Росавиации, Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и по линии компетентных служб. На данный момент известно, что проверки будут вестись без прекращения полетов компании.
Несмотря на множество критических высказываний в адрес «Когалымавиа» / Metrojet на авиационных форумах (касательно состояния самолетов перевозчика), руководство холдинга TH&C отрицает, что причиной катастрофы мог стать технический фактор.
«Наши самолеты находятся в отличном техническом состоянии, это подтверждается и всеми “чеками”, которые мы проходим регулярно в полном соответствии с правилами», – заявил в последнем интервью Исмаил Лепиев.
Рамазан Магомедов
Источник: kavpolit.com