Ослабление рубля возрождает бренд “Сделано в России”

Ослабление рубля возрождает бренд “Сделано в России”

Российская экономика по-прежнему находится в рецессии, и уже год, как страна испытывает экономический спад. Однако, похоже, что в конце туннеля уже появились проблески света. Официально о рецессии российской экономики было заявлено в четвертом квартале 2014 года, после чего на протяжении 2015 года отмечалось ее значительное углубление. Экономический рост в 2014 году составил всего лишь 0,6%, а в 2015 году ожидается сокращение экономики на 3,8%.

В России в условиях плавающего обменного курса, сокращение объемов экспорта основных товаров вывоза (нефти и газа) сразу же приводит к ослаблению рубля. С тех пор, как в конце 2014 года цена на нефть упала в два раза и достигла отметки около 60 долларов за баррель, в такой же степени обесценился и рубль. Это стремительное снижение эффективного валютного курса привело к резкому сокращению импорта. Российские семьи и компании попросту не в состоянии позволить себе оплачивать растущие в цене импортные товары и услуги. Пока это было причиной глубокой рецессии, и россиянам приходилось сокращать объемы потребляемых товаров и услуг, в результате чего значительно увеличилась категория россиян, оказавшихся в плачевном и шатком положении.

Правда, на фоне низкого валютного курса, стали появляться новые возможности. Похоже, впервые за многие десятилетия мировым брендом вновь может стать забытое «Сделано в России». Поскольку в условиях обесценивания рубля у некоторых отраслей появились ценовые преимущества, начали расти объемы экспорта, что в свою очередь, стимулирует инвестиции в некоторых секторах экономики. Произошел рост объемов экспорта в страны за пределами СНГ в таких отраслях, как горнодобывающая, химическая и машиностроительная. В результате, за первое полугодие 2015 года общий объем российского экспорта вырос на 1,7%. До сих пор для обеспечения общего увеличения экспорта в неэнергетическом секторе этого было недостаточно, но в среднесрочной перспективе ситуация может измениться.

Что же необходимо для того, что на международном рынке появилось больше товаров российского производства? Пока что положительное влияние удешевления рубля на российский сектор, связанный с внешней торговлей, довольно ограничено и неравномерно. Увеличился выпуск продукции в ряде отраслей — например, в горнодобывающей и химической, а вот рост объемов производства сельскохозяйственной продукции обеспечивался не только за счет ослабления рубля, но и за счет введенного Россией эмбарго на ввоз продуктов из-за рубежа. И все же, относительные ценовые изменения не оказали существенного влияния на экспорт в большинстве отраслей российской экономики — особенно, на экспорт несырьевых товаров — поскольку на внешнем рынке многие российские промышленные товары по-прежнему неконкурентоспособны. Более того, объемы промышленного производства в первом полугодии 2015 года сократились на 2% при том, что за такой же период 2014 года они выросли на 3,5%. Главный вопрос заключается в том, может ли ситуация измениться в среднесрочной перспективе, и приведет ли это к более существенному росту объемов производства и экспорта?

Для того чтобы воспользоваться ценовыми преимуществами, некоторым производителями по-прежнему необходимы инвестиции. Судя по всему, компании, придерживающиеся высоких стандартов качества, уже извлекают выгоду из ослабления рубля. Что же касается других компаний, им по-прежнему необходимо повышать конкурентоспособность своей продукции. Для того чтобы улучшить качественные показатели продукции и начать постоянное производство на уровне мировых стандартов, может потребоваться какое-то время и капиталовложения. Но, судя по всему, этот процесс уже начался, поскольку объем инвестиций в некоторых отраслях существенно вырос — особенно в химической и электронной промышленности, в производстве пластмасс и резины, а также в машиностроении.

Факторами, способствующими увеличению инвестиций, являются ценовые преимущества и инвестиционный климат. Российские инвесторы все еще недостаточно уверены в целесообразности крупных инвестиций, и здесь многое будет зависеть от того, насколько успешно будет осуществляться общероссийская программа структурных реформ (то есть, повышения эффективности рынков факторов производства и улучшения нормативно-правового климата, способствующего конкуренции). Это долгосрочная программа, над осуществлением которой работает Россия, что недавно подтвердил Всемирный банк в своем рейтинге экономик Doing Business Index 2016. Затем останется создать условия для продвижения бренда «Сделано в России».

Биргит Хансл

Источник: inosmi.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий