Смерть 39-летнего жителя Владикавказа Владимира Цкаева вызвала огромный общественный резонанс. Его задержали 31 октября по подозрению в причинении ранения полицейскому. По версии МВД, позже подозреваемый был госпитализирован и скончался в больнице, не приходя в сознание. Родственники Цкаева сегодня вышли на акцию протеста. Они уверены, что он погиб в результате пыток. Следственный комитет Российской Федерации по Северной Осетии возбудил уголовное дело в отношении неустановленных должностных лиц МВД республики.
Около ста человек – родственники и знакомые Владимира Цкаева собрались сегодня с утра на стихийную акцию протеста у здания республиканской прокуратуры и дошли маршем до МВД с транспарантами и посмертными фотографиями погибшего. На них запечатлены многочисленные ссадины и ушибы на лице покойного, а также раны на руках и ногах. Близкие считают, что Цкаев скончался в результате пыток во время допроса сотрудниками уголовного розыска Иристонского отделения внутренних дел. Они требуют наказания виновных. По данным МВД Северной Осетии, 39-летний уроженец Владикавказа был задержан 31 октября на улице Абаева по подозрению в причинении огнестрельного ранения полицейскому.
Дело получило огромный общественный резонанс и взорвало соцсети. Пользователь Алик Пухаев обратил внимание на сообщение, распространенное пресс-службой МВД, в котором указывалось, что подозреваемый сам нанес себе телесные повреждения – «упав на колени, лобной частью головы нанес несколько ударов об пол». Позже сообщение было удалено с сайта ведомства. Как отметил Пухаев, этим «пресс-служба МВД косвенно признала лживость ранее опубликованного материала, в котором были намеренно искажены факты».
Как рассказали мне соседи Цкаева, его задержали на основании показаний спутницы пострадавшего омоновца, которая описала стрелявшего как «высокого седоватого мужчину». Родственница погибшего Инга Тедеева утверждает, что у него было алиби:
«Он якобы стрелял в омоновца – в этом его и обвиняли. Но у него есть алиби, которое могли подтвердить все здесь в округе. Это подтверждает, что Вовы не было в том месте, где ранили омоновца. В прошедшую пятницу у Цкаевых была панихида, третья пятница, у него около месяца назад умерла мать. А в субботу, по осетинским обычаям, было «саер амае барзаей». Все родственники были дома. При этом полицейские прямо с этих траурных мероприятий его забрали. Мы хотим, чтобы, пока не поздно, все просмотрели видеозаписи в МВД, журналы пересмотрели, чтобы не было фальсификаций. Нам нужна правда, мы за честность. Мне интересно: неужели, если бы человек стрелял в человека, он вернулся бы обратно домой, лег спать и весь день находился бы дома? Не легче было бы сбежать, спрятаться? Тем более что девушка, находившаяся с омоновцем, могла ошибиться. Она дала показания, что в темноте не видела лица, но что человек был высокий, седоватый в белых штанах. Вова траур носил, как он мог надеть белые брюки?!»
Соседка Владимира Цкаева, назовем ее Заремой, говорит, что людей вывело на улицу бездействие правоохранительных органов:
«Его забрали, как говорят, «приняли» лицом на асфальт, в машину и увезли. А в воскресенье в 00.30 или с субботы на воскресенье он уже был мертв, но родственникам сообщили очень поздно, примерно после четырех часов дня, т.е. они (полицейские) знали, что человека нет, и никто не говорил родственникам. Там очень много фактов противоречащих. Мы поговорили с Ахметхановым и сказали, чтобы они сложили полномочия. Никаких действия с их стороны за эти дни не было. Пока люди не встали, на митинг не вышли, ничего не происходило».
Действительно, к митингующим вышел министр внутренних дел Северной Осетии Артур Ахметханов. Позже, в ходе брифинга он нивелировал первоначальное заявление ведомства и сообщил, что три сотрудника уголовного розыска, а также заместитель начальника по оперативной работе УМВД по городу Владикавказ отстранены от исполнения должностных обязанностей, а дело передано в Следственный комитет России:
«По факту инцидента проводится проверка, материалы дела направлены в Следственный комитет. Мы проводим служебную проверку в отношении сотрудников полиции, которые занимались данным гражданином. Никто ничего не собирается скрывать, мы все материалы передадим следователям».
Сегодня же родственников Владимира Цкаева принял глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров. Зарема говорит, что глава республики пообещал взять дело под личный контроль:
«Инициативная группа встретилась с Тамерланом Кимовичем Агузаровым. Ему предъявили все фотографии насильственной смерти Цкаева Владимира Беслановича. Показали ему письмо, подписанное людьми, обращение к нему… Он сказал, что возьмет дело под контроль, что все будет чисто, прозрачно, он выделит определенного человека, с кем можно будет связываться… Он нам пообещал, что снимут с должностей, посадят виновных, что (они) понесут наказание и это так не останется. Как человеку, которому народ доверяет, новому президенту, мы поверили и спокойно разошлись, будем ждать дальнейших действий».
При этом родственники Владимира Цкаева намерены провести независимую экспертизу:
«Сейчас будет заново проводиться экспертиза, родственники имеют на это право, будем ждать результатов. Судмедэксперт не написал, что у него пробит череп. Много чего уже изъято, журналы, видеозаписи удалены. Мы требовали от министра, чтобы он нам это все показал, чтобы это не исчезло».
Друг Цкаева, не пожелавший представиться, говорит, что не доверяет правоохранительным органам. Всю надежду, по его словам, близкие погибшего возлагают на главу республики:
«Мы поверили больше нашему новоиспеченному президенту, поверили больше как своему земляку Тамерлану Агузарову. Другим мы никому не верим. Он какие-то кардинальные меры уже принял в республике. Мы не требуем крови, мы хотим справедливости, чтобы эти люди понесли наказание за свои деяния. Мы вышли на улицу, чтобы этого больше не произошло ни с кем. Мы хотели, чтобы Осетия поняла, что у нас творится, и это может случиться с каждым. Пусть они понесут наказание справедливое…Мы провели несанкционированный митинг, но мы его провели так, что никому не принесли вреда. Мы сделали митинг, чтобы обратить внимание на проблемы, мы сделали только лучше для нашей республики, чтобы наконец прекратился этот произвол когда-нибудь. Ну, сколько можно?!»
К вечеру стало известно, что Следственный комитет РФ по Северной Осетии возбудил уголовное дело в отношении неустановленных должностных лиц МВД республики. Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации – превышение должностных полномочий с применением насилия.
О Владимире Цкаеве известно, что он воспитывал двоих детей и заботился о брате-инвалиде. Некоторое время работал в «РусГидро». Цкаев не был ранее судим.
Жанна Тарханова
Источник: ekhokavkaza.ru