В ночь на 30 октября на военном складе районного центра Луганской области Сватово, который находится под контролем киевских властей, произошел сильный пожар с самоподрывами систем залпового огня, мин и снарядов. Потушить его удалось только 1 ноября.
Роковые ракеты
Воинская часть, на территории которой случилось несчастье, находится в районе молокозавода — это практически в пригороде Сватово. Тем не менее, большая часть города оказалась под обстрелом. По уточненным данным, из 476 зданий и домов, находящихся в зоне поражения, серьезно пострадали 35. Семь частных домов полностью сгорели. Два человека погибли, несколько госпитализированы.
По сообщениям представителей Вооруженных Сил Украины (ВСУ), причиной пожара стала сигнальная ракета, вернее две. Но если первую успели потушить, то вторая и стала катализатором пожара. Полыхнули 3500 тонн мин снарядов и ракет. И если в самом начале площадь возгорания не превышала 300 квадратных метров, то очень быстро она достигла 9000. Все дело в том, что кроме обычного вооружения и боеприпасов на складе воинской части хранились реактивные снаряды для систем залпового огня «Смерч», «Ураган» и «Град», которые в значительной мере ускорили распространение огня. Более того, воспламеняясь, они хаотично разлетались, поражая, в том числе, и городские кварталы.
Началась паника, усугубившаяся отсутствием какой бы то ни было информации. Те из жителей, кто имел такую возможность, постарались покинуть город. Остальные бросились в подвалы в надежде переждать беспорядочный обстрел. Об интенсивности и силе пожара говорит тот факт, что в самый разгар канонады снаряды рвались каждые несколько секунды. Причем, улетали они даже за пределы Луганской области.
Первое, что приходит на ум в такой ситуации, — это неуклюжая попытка замести следы хищений со склада боеприпасов. Вполне правдоподобной она прозвучала, например, в высказываниях Сергея Шахова, лидера украинской общественной организации «Народное доверие», который публично обвинил представителей ВСУ в намеренном поджоге склада с боеприпасами. В частности, он обратил внимание общественности на активную и почти неприкрытую «торгово-экономическую» деятельность украинских военных, долгое время продававших вооружение и боеприпасы ополченцам из Луганской Народной Республики. Об этом, дескать, знали даже некоторые местные жители, невольно ставшие свидетелями сделок. По его словам, в последнее время эти «рыночные отношения» стали настолько интенсивными, что, опасаясь разоблачения и обнародования происходившего в воинской части, торговцы оружием и устроили этот пожар — лучший способ спрятать все концы в воду.
«Следы» ополченцев
Надо заметить, что почти сразу о непричастности к диверсии заявили представители ЛНР. По словам полковника Игоря Ященко, заместителя начальника штаба Корпуса Народной милиции ЛНР, было бы абсурдным предполагать, что диверсионная группа ополченцев могла проникнуть на сотню километров за линию фронта для того, чтобы поджечь какой-то склад.
А если сопоставить это заявление со словами Сергея Шахова, то некая логика в высказываниях этих людей все же имеется, какой бы циничной она ни была: зачем ополченцам резать курицу, несущую для них золотые яйца — уничтожать склад, с которого они получали вооружение и боеприпасы.
Это не первый подобный пожар на складах ВСУ. Нечто подобное произошло и в 2008 году в Лозовой Харьковской области, крупнейшем после областного центра городе. Тогда загорелся 61-й арсенал ВСУ, на котором хранились 90.000 тонн вооружения и боеприпасов. Можно представить себе, какой получился фейерверк. После того, как склады потушили, провели расследование. Его результаты озвучил бывший в ту пору министром обороны Украины Юрий Ехануров. Согласно его заявлению, неизвестные подожгли несанкционированную свалку, огонь с которой перекинулся на находящиеся поблизости кусты. И уже оттуда пламя достигло так называемой технической территории воинской части, с которой и попало в сам арсенал.
Только вот не совсем понятно, каким образом это произошло, ведь расстояние от складов до технической территории… полкилометра. Именно на это обстоятельство и обратил в тот раз внимание депутат Валерий Коновалюк, один из участников созданной при Верховной Раде официальной парламентской комиссии по расследованию этого инцидента. Депутатам, входившим в состав комиссии, удалось сопоставить некоторые факты. А именно — арсенал сгорел сразу же после грузинской агрессии в Цхинвали. Из того, что удалось выяснить, и был сформулирован неофициальный вывод комиссии: оружие и боеприпасы активно продавались в Грузию.
Еще один подобный инцидент произошел в 2004 году в Мелитопольском районе Запорожской области — в селе Новобогдановка. Тогда внезапно начался самоподрыв артиллерийских снарядов на складах 275-й базы ВСУ. В тот раз причиной ЧП были признаны ненадлежащие условия хранения боеприпасов. Их на момент пожара на базе было столько, что взрывы не прекращались целых две недели, а пламя достигало в высоту трехсот метров. О размере катастрофы говорит тот факт, что пострадали около ста человек, пятеро из которых погибли. Несмотря на это, виновных так и не нашли и никто из военнослужащих наказан не был.
«Рука Москвы»
Кстати, версию «торгово-экономической» деятельности военнослужащих отчасти разделяет и заместитель председателя института стран СНГ, руководитель отдела Украины Владимир Жарихин:
— Как известно, значительную часть вооружения ополченцы получают с украинской стороны. И не только в качестве трофеев, но и в виде приобретений у тех же самых украинских военнослужащих. И не исключено, что, распродав значительную часть этих боеприпасов со склада, представители украинских Вооруженных Сил решили таким образом скрыть размеры пропажи вооружений.
— Вы хотите сказать — размеры воровства?
— Можно сформулировать и так, но подчеркиваю, что это всего лишь мое предположение. Ведь такие случаи бывали и раньше: пожар в Сватово — не единственный подобный инцидент под Харьковом. Взрывы на складах украинской армии были связаны, как правило, именно с этим. Хотя должен сказать, что вообще хранение боеприпасов было организовано с советских времен, как мы знаем, из рук вон плохо. Поэтому некоторые что называется самоподрывы действительно имели место быть из-за старости этих боеприпасов, ненадлежащих условий хранения и так далее.
— Но ведь уже задокументировано, что на склад прилетели две ракеты.
— Ну, во-первых, вы можете ответить на вопрос: что это за склад, на который прилетела сигнальная ракета, после чего он загорелся, а хранящиеся там боеприпасы начали взрываться? Второй вопрос: а откуда она прилетела? Кто ее запустил? Ведь ракетница тоже могла быть в разных руках. И я как раз озвучиваю разные версии — на одной из них я остановиться не могу: у меня нет для этого оснований. А дальше это уже будет выясняться своим чередом.
— После случившегося официальный Киев заявил, что диверсия в Сватово — это «рука Москвы».
— У них «рука Москвы» везде. Позавчера очень хорошо на этот счет сказал телеведущий Владимир Соловьев в своей телепрограмме. Дескать, включаешь украинский «5 канал» и слышишь, что «Коломойский — это агент Москвы». Переключаешь на «1+1» и тебе уже говорят, что «Порошенко — агент Москвы»…
Источник: discussio.ru