День народного единства — один из семи российских государственных праздников и согласно ст. 112 Трудового Кодекса РФ является нерабочим праздничным днём и официально отмечается ежегодно 4 ноября. В этом году — уже в десятый раз.
Наша позиция по отношению к государственным праздникам проста и понятна — они должны, естественно, быть, они нужны народу, но их нельзя использовать, что, к сожалению, в современной России не редкость, для достижения личных корыстных целей, в интересах какой-то одной категории населения, а не принесения пользы всему народу.
Вот и с нынешним праздником не всё просто. Начнём с самого элементарного — выбора даты. В пояснительной записке к проекту закона указано:
«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Действительно, взятие Китай-города (в то время одна из крепостей на территории Москвы) Вторым Народным ополчением стало в своё время далеко не рядовым событием в деле восстановления государственности на Руси. Но при этом надо учитывать, что Китай-город никогда не был символом Русской государственности. Этим символом всегда был Московский Кремль. И, наверное, логично было бы символически связать восстановление российской государственности с освобождением именно Кремля, т.е. «сердца» России, которое произошло только 7 ноября. Кстати, в первой редакции закона (1995 год) «О днях воинской славы (победных днях) России прямо указана дата 7 ноября, как «День освобождения Москвы силами народного ополчения от польских интервентов (1612 год)». Но день 7 ноября — это ведь и День Великой Октябрьской социалистической революции, который отмечался как праздник до 2004 года, правда, в 1996 году он был переименован в День согласия и примирения.
Но праздничный день назначали на 4 ноября, поэтому наиболее вероятная версия состоит в том, что, собственно, таким образом и была осуществлена замена народного праздника Дня Великой Октябрьской социалистической революции, свершения которой при всей неоднородности этого эпохального события XX века, большинством населения однозначно интерпретировалось как события, связанные с установлением справедливости в России, а значит, оказывало положительное влияние на общество.
Теперь о сути самого праздника. Звучит отлично — День народного единства. Да, все мы находимся в одной лодке по имени «Россия», только вот ведём мы себя в ней по- разному. Большинство гребёт, то есть трудится, но хватает и тех, кто паразитирует на труде простых людей. Недаром одним из первых приветствовал новый праздник не кто иной, как лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, который, прежде всего, заявил, что он поддерживает отмену празднования 7 ноября, а уж затем поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства».
В то же время, различные националистические движения, воспользовавшись тем обстоятельством, что праздник не получил сколько-либо внятного идеологического содержания, организовали несколько публичных акций, прежде всего нашумевшие «Русские марши», для пропаганды своих идей, которые показывают, насколько современной России пока ещё далеко до многонационального единства.
Следует отметить, что и проправительственные патриотические организации, например движение «Наши», используя бренд «Русский марш» (!), также проводят массовые мероприятия, однако опять-таки из-за отсутствия внятной идеологемы, они сводятся к каким-то частным незначительным акциям, не имеющих по-большому счёту отношения к фундаментальным задачам построения единого государства.
КПРФ, фракция которой в Государственной Думе единогласно голосовала против проекта закона о праздновании 4 ноября «Дня народного единства», и леворадикальные политические течения выступают с резкой критикой этого праздника, который, по их мнению, пытается объединить бедных и богатых, угнетенных и угнетателей, а не решает задачу установления справедливости.
На этом фоне организуемые государственными органами официальные мероприятия, такие как праздничные гуляния, концерты и представления, особой пользы ни уму, ни сердцу гражданам России не приносят и явным большинством из них воспринимаются просто как развлечения в очередной нерабочий день, а многими ещё и поводом к пьянке.
И будет именно так расцениваться до тех пор, пока представители системы государственного управления будут рассматривать законотворчество как самодостаточную властную функцию государства и не принимать во внимание существование концептуальной власти. Абсолютизация норм законов, особенно, если их нравственная составляющая далеко не добронравна, к тому же направлена на достижение корыстных целей и реализацию интересов каких-то группировок, а не народных масс ― верный путь к катастрофе общества. И только в случае опоры на собственную нравственно-человеческую концепцию будут появляться и законы, и праздники, отвечающие исконным интересам народа России.
Источник: m3ra.ru