США не уверены, что Лукашенко снова не сорвется

США не уверены, что Лукашенко снова не сорвется

Агрессивное поведение России и феномен «Исламского государства» сделали малозаметный режим в Беларуси сравнительно менее отвратительным. И хотя именно президент Александр Лукашенко привёл Беларусь к перманентному состоянию политической и экономической недоразвитости, на деле угрожающей суверенитету и независимости, Запад предпочитает видеть то, что находится на поверхности – нестабильную Россию – и решает помочь Лукашенко укрепить свою власть.

Бывший белоруский дипломат Валерий Ковалевский в интервью “Беларускай праўдзе” анализирует причины и оценивает возможные последствия смягчения санкций со стороны США и Евросоюза в отношении официального Минска.

 -29 октября США частично приостановили действие санкций против ряда белоруских компаний. Такова плата за «нейтралитет» Беларуси в русско-украинской войне и президентскую кампанию без применения силы?

 -Поводом для смягчения санкций Госдепартамент США назвал освобождение политзаключённых в Беларуси. Но само это решение – результат суммы факторов. Продолжение Минском политики балансирования в российско-украинском конфликте и день голосования без посадок оппонентов власти тоже помогли. Следует упомянуть и усталость в западных столицах от слабого эффекта от санкций против Беларуси, которые скорее можно назвать разрозненными бессистемными полумерами. В подходах демократических сил Беларуси к вопросу санкций также нет единства.

 Агрессивное поведение России и феномен «Исламского государства» – реальные угрозы для глобальной политики – сделали малозаметный режим в Беларуси сравнительно менее отвратительным. В конце концов, отсутствие прогресса в отношениях пусть даже с авторитарным режимом противоречит самому алгоритму работы западных правительств, запрограммированных на развитие. Которые, кстати, неустанно говорят о приверженности суверенитету и независимости Беларуси.

 Несмотря на то, что именно Лукашенко привёл Беларусь к перманентному состоянию политической и экономической недоразвитости, на деле угрожающей суверенитету и независимости, Запад предпочитает видеть то, что находится на поверхности – нестабильную Россию – и решает помочь Лукашенко укрепить свою власть.

 -США надеются, что смягчение санкций в отношении 9 белоруских предприятий подвигнут Александра Лукашенко к дальнейшим позитивным шагам на ниве демократии. Имеют ли под собой основания такие надежды?

 -Не думаю, что в Вашингтоне осталось место иллюзиям относительно способности Лукашенко к демократическим преобразованиям по своей воле. Но американцы постоянно призывают Минск к таким шагам, надеясь на дальнейшее сближение как минимум без новых потрясений в области прав человека.

 Если и есть договорённости между Беларусью и США о пошаговом улучшении отношений, то Минск и Вашингтон об этом молчат. Тем не менее, наблюдается некоторая последовательность действий навстречу друг другу. После частичного смягчения Соединёнными Штатами санкций мяч выразительно находится на стороне Минска. Тем не менее, в этот раз предусмотрена возможность возвращения санкций в действие. Прежде чем нормализуются отношения, должен быть восстановлен минимальный уровень уверенности в том, что Лукашенко не сорвётся.

 -Вы уже неоднократно говорили, что восстановление полноценных белоруско-американских отношений невозможно без возобновления полноценной работы посольства США в Минске. Воспользуются ли беларуские власти предоставленным шансом для восстановления двусторонних отношений?

 -Возобновление полноценной работы посольств будет, скорее, признаком начала работы над восстановлением отношений до нормального уровня. Без присутствия послов и команды дипломатов такая работа невозможна. К сожалению, Беларусь и США никогда не использовали даже небольшую долю потенциала двусторонних отношений.

 Несмотря на призывы американской стороны обменяться послами, Минск не торопится раскрываться. Возможно, белоруские власти хотят убедиться, что возвращение американского посла не будет стоить дороже, чем его отсутствие. Это может отразиться и на отношениях с Россией, и на внутриполитической ситуации в Беларуси.

 В целом создаётся впечатление, что Лукашенко не совсем понимает, как встроить США в свою внешнюю политику. Потенциал двусторонних отношений огромен, но у белоруского правителя нет понимания, как его использовать, не подвергнув свою власть опасности.

 Тем не менее, хочется надеяться, что скорее раньше, чем позже Минск согласится выправить это ненормальное состояние дипломатических отношений с единственной сверхдержавой.

 -Четыре месяца очень скоро пройдут. А что дальше? 30 октября на оперативном сборе командного состава Вооружённых Сил Лукашенко объявил, что никаких экономических реформ не будет, антиамериканская риторика осталась прежней («Основное дестабилизирующее влияние на безопасность в Европе по-прежнему оказывает стремление Соединённых Штатов и их союзников закрепить за собой ведущую роль в современном мироустройстве»).

 -С начала интервенции России в Украину риторика Лукашенко напоминает маятник с нарастающей амплитудой колебаний. В начале этого года в интервью Bloomberg он призывал США принять активное участие в урегулировании конфликта в Украине, поскольку без американцев там невозможна стабильность. Для глав государства такая частая смена мнений не только не свойственна, но и противопоказана.

 Решение о частичном смягчении американских санкций действует полгода – до конца апреля 2016 года. Лукашенко наделал достаточно завалов во внутри- и внешнеполитическом положении Беларуси, чтобы очень долго показывать прогресс в разрешении этих проблем. Другое дело, что на это у него нет достаточной воли, нет желания менять основные параметры политики, нет компетентной, деловитой команды для проведения реформ. Самое главное, у Лукашенко сегодня – как и с начала правления – отсутствует видение того, куда надо вести Беларусь.

 Что касается дальнейших действий США, то, скорее всего, если не будет новых мер по ужесточению внутриполитической ситуации, то американцы продлят недавнее решение по санкциям. Если будут признаки прогресса, то решение могут расширить. Но при таком осмотрительном подходе Вашингтона до полной отмены американских санкций теперь далеко.

 -Евросоюз приостановил действие санкций на полгода. Вопрос все тот же: как будут развиваться белоруско-европейские отношения после? Есть ли шанс на их нормализацию?

 -Соединённые Штаты постоянно подчёркивают, что координируют с ЕС свои шаги по Беларуси. В этот раз европейцы в вопросе санкций шагнули заметно дальше. Не исключено, что ЕС дальше будет действовать в отношении Беларуси более разнонаправленно. Но для того, чтобы достичь нормализации отношений, надо представить, что правящий в Беларуси режим воспринимают в ЕС как нормальный. С Лукашенко у власти это сложно представить.

Георгий Громов

Источник: ru.delfi.lt

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий