Сирийский конфликт: итоги переговоров в Вене

By admin Nov 3, 2015

Впервые за последние годы сирийского конфликта появилась надежда на мирный выход из кровопролитного тупика. Эта надежда имеет военно-дипломатический характер. Она связана с ростом боевого потенциала сирийской правительственной армии, за счет авиационной поддержки ВКС РФ и наземной помощи Ирана. Свержение власти Б. Асада вооруженным путем теперь представляется крайне маловероятным. Но если таковой сценарий реализуется, он повлечет взрывную дестабилизацию всего Ближнего Востока со 100 % вероятностью. Поэтому столь важен значительный прогресс, достигнутый на сложных и длительных переговорах в Вене.

Венские переговоры о Сирии имели не только многосторонний, но и многоступенчатый формат. Они начались с консультаций между давними визави – главой российского МИД С. Лавровым и государственным секретарем США Дж. Керри. Через несколько дней состав участников расширился вдвое – к обсуждению сирийской проблемы подключились министры иностранных дел Саудовской Аравии и Турции. Главы МИД двух наиболее влиятельных региональных держав, открыто оказывающих помощь противникам официального Дамаска.

В конце октября 2015 года число договаривающихся сторон достигло 19. Это все государства и организации, мало-мальски причастные к затяжному сирийскому кризису. Вот список участников венских переговоров на уровне руководителей внешнеполитических ведомств, с разбивкой по регионам-коалициям:

США с ближайшими и крупнейшими европейскими союзниками по НАТО – Великобританией, Францией, Германией и Италией.
Турция, чьи интересы в регионы сильно отличаются от общих интересов североатлантического альянса (курдский сепаратизм с претензиями на государственность, явная террористическая угроза, проблема с размещением и интеграцией беженцев и др.).
Представитель ЕС по иностранным делам в ранге еврокомиссара, чей интерес связан в первую очередь именно с проблемой беженцев. Желательно – с их размещением и интеграцией за пределами ЕС.
Саудовская Аравия с сопредельными монархиями – Катаром, ОАЭ, Оманом, Иорданией. Активные поборники роста демократии в арабском мире вне собственных границ.
Россия, Китай, Иран, Ирак, Ливан и Египет – страны с собственной позицией касательно сирийского кризиса и с собственной внешней политикой.
Специальный посланник генсека ООН по Сирии в качестве легитимного модератора многостороннего диалога.

Многие участники венских переговоров испытывают друг к другу искреннюю и глубокую антипатию, остро соперничают в идеологической и религиозной областях, в торгово-экономической сфере. Даже находятся в состоянии опосредованной войны (не только в Сирии, но и в Йемене, Ираке, Ливане). Тем более удивительно достижение всеобщего понимания серьезности сложившейся ситуации.

В Вене состоялась формулировка общих принципов урегулирования сирийского конфликта на основе следующих пунктов:

Необходим разгром ИГИЛ, он несет угрозу всем и каждому. Приоритетная борьба с халифатом уже выразилась в американских налетах на радикальные нефтепромыслы и в российских авиаударах по нефтетранспортной инфраструктуре ИГИЛ. С августа 2014 данные объекты избегали бомбового воздействия ВВС США – как вдруг выяснилась возможность и желательность их уничтожения. При слаженном лишении головорезов снабжения и финансов, при согласованных военных операциях халифат рассыплется в прах за несколько месяцев. Либо станет ясно, кто помог ИГИЛ сохраниться вопреки объединенным усилиям «всего цивилизованного мира».

Сирия должна сохраниться в существующих государственных границах и в качестве светского государства. Это означает два важнейших обстоятельства. Курды вправе рассчитывать максимум на широкую автономию в составе единой Сирии. Исламисты за пределами ИГИЛ не могут претендовать на свое политическое представительство в послевоенных органах власти. Сирийским суннитам, алавитам, христианам, друзам, туркменам придется вырабатывать новые правила совместного и стабильного сосуществования. Возможно, по образцу Ливана или Боснии и Герцеговины.

Венские переговорщики признали необходимость формирования переходного правительства для принятия новой сирийской конституции и проведения «честных, прозрачных, справедливых и свободных» выборов. Разумеется, для воплощения столь замечательного пункта в Сирии должна прекратиться война и городская герилья, лишения и голод. Это как минимум. Во-вторых, подбор кандидатур в переходное правительство едва ли будет проще, чем соблюдение прекращения огня. В-третьих, нетривиальной задачей выглядит обеспечение отсутствия перестрелок уже внутри этого переходного правительства…

Потому что к началу ноября 2015 года лишь участие действующих властей Дамаска в переходном правительстве является очевидным и безальтернативным. Скрипя зубами и нахмурив брови, с этим согласились представители США, Турции и Саудовской Аравии. С настойчивыми декларациями о временном участии Б. Асада в будущем правительстве. Каждый из внешних кураторов антиасадовской оппозиции будет выставлять своих протеже светскими, правильными, достойными кандидатурами во временный орган власти. На этом будут сосредоточены дипломатические усилия значимых региональных сил.

Предстоит определение и согласование списка адекватных группировок сирийской оппозиции. Вдобавок обладающих определенным военно-политическим весом на местности и не запятнавших себя жуткими преступлениями вроде пожирания человеческих сердец.
Предстоит организовать переговоры между официальным Дамаском и пока неизвестными (но заранее прогрессивными!) оппонентами Асаду.
Предстоит провести эти переговоры не для «галочки», как печальной памяти номерные консультации в Женеве. Предстоит выйти на достижение взаимоприемлемого компромисса, для внешних участников сирийского конфликта в том числе.
Предстоит параллельно разгромить ИГИЛ, при явной настороженности и недоверии между многими противниками халифата головорезов.
Предстоит решить проблемы массовых миграций в Европу, в сопредельные с Сирией страны и внутри самой страны.
Предстоит сгладить состояние перманентной гуманитарной катастрофы во многих сирийских регионах и предотвратить расползание террористических бацилл из эпицентров ИГИЛ.

Если столь сложный военно-дипломатический путь достаточно оперативно не приведет к серьезным и позитивным изменениям в растерзанной стране – стороны конфликта попросту продолжат воевать. На окончательное истощение, до полного разрушения уже не Сирии, но всей региональной безопасности с угрозой глобальному миропорядку.

Именно поэтому в венских переговорах участвовали все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН. Выездное и расширенное заседание СБ ООН в столице Австрии завершилось локальным успехом. До подлинного умиротворения Сирии понадобится гораздо больше, чем меморандум 19 заинтересованных сторон. Последний бой сирийской войны еще очень далеко.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply