На Синайском полуострове египетская армия ведет борьбу с боевиками, присягнувшими на верность “Исламскому государству”. От конфликта в первую очередь страдает мирное население. Репортаж DW.
Саид Атеек – худощавый мужчина с широкой улыбкой и редеющими волосами – сидит в кафе в центре Каира. В свое время он был хорошо знаком с одним из лидеров экстремистских группировок, действующих на Синае. “Шади аль-Манаеи вырос в соседнем поселении, и мы регулярно встречались на собраниях племен. Он был совершенно обычным парнем, как и все остальные”, – рассказывает Саид.
Саиду Атееку около 35 лет, на нем модная серая майка и дорогие на вид часы. Мужчина родом из Шабаны – маленького бедуинского поселения на севере полуострова, расположенного неподалеку от границы с Израилем. По словам Атеека, сегодня его родина стала полем битвы: поселение покинули почти 90 процентов его жителей. “Шабана сегодня – это деревня-призрак”, – вздыхает он.
Связи с “Исламским государством”
Свой вклад в это внесли и такие люди, как Шади аль-Манаеи. Он – один из сотен исламистов, обосновавшихся на Синае в последние годы. Террористы заметно активизировались после того, как в 2013 году был свергнут бывший президент Египта и член исламистского движения “Братья мусульмане” Мухаммед Мурси.
Одна из главных террористических группировок на полуострове – “Анссар Беит аль-Магдис” – недавно присягнула не верность “Исламскому государству” (ИГ). Теперь группа именует себя “Синайская провинция”. Ее боевики взяли на себя ответственность за многочисленные теракты, в результате которых погибли сотни солдат египетской армии.
В ответ на действия террористов военные стали производить зачистки, а также ввели комендантский час. А недавно армия начала крупномасштабные наступления на позиции боевиков. По данным египетских властей, при этом были убиты как минимум 500 террористов.
В рядах “Синайской провинции” – до 700 боевиков
По оценкам Зака Гольда, научного сотрудника Института по национальной безопасности при Тель-Авивском университете, в рядах “Синайской провинции” на данный момент сражается от 300 до 700 активно действующих боевиков. Чтобы их не стало еще больше, активист Саид Атеек проводит разъяснительную работу среди молодежи, призывая молодых людей не примыкать к радикальным исламистам.
Атееку хорошо знакома тактика экстремистов. Порывшись в своем смартфоне, он находит нечеткий снимок внедорожника, почти полностью засыпанного песком. Автомобиль служит боевикам в качестве склада оружия и припасов, поясняет мужчина. “Эти ребята умеют заметать следы”, – усмехается он.
Причины радикализации – безработица и коррупция
Укреплению позиций террористов на полуострове не в последнюю очередь способствовал и высокий уровень безработицы. Здесь вовсю процветает торговля оружием и наркотиками, и ИГ может рассчитывать на поддержку со стороны местных жителей, поясняет Зак Гольд. “За 50 долларов они готовы стоять на страже и предупреждать о появлении полиции, или же подкладывать самодельную взрывчатку”, – отмечает эксперт.
Правительство в Каире десятилетиями игнорировало проблемы населения полуострова. Бедуины были предоставлены сами себе и не имели права служить в армии. Немногие ресурсы, направленные на Синай, были использованы не по назначению или же оседали в руках коррумпированных чиновников. Из-за этого в обществе назревал протест против правительства в Каире, а ряды экстремистов пополнялись все новыми членами, рассказывает бывший синайский госслужащий, не пожелавший называть своего имени. Его слова подтверждает и Зак Гольд: “Многие бедуины не ощущают себя частью египетского государства. Фактически их и не считают египтянами”.
Страдает гражданское население
Власти Египта жестко реагируют на атаки исламистов: в ходе антитеррористической операции правительственные силы недавно уничтожили дома более трех тысяч семей на границе с сектором Газа. Правозащитная организация Human Rights Watch классифицировала эти действия как нарушение международного права. Кроме того, семьям потерпевших не была предоставлена достаточная компенсация, отмечают правозащитники.
В свою очередь египетские власти утверждают, что соответствующая компенсация была выплачена. В Каире поясняют: километровую приграничную полосу нужно было сравнять с землей, поскольку оттуда экстремисты по тоннелям поставляли оружие в сектор Газа.
Кроме того, власти ввели на полуострове комендантский час и установили баррикады на дорогах. Здесь постоянно возникают перебои в подаче электричества, нарушена телефонная связь. “Мы задыхаемся от такого количества мер безопасности. Поездка на машине, которая раньше занимала 5 минут, теперь занимает 30”, – рассказывает студент из города Эль-Ариш на севере полуострова. Кроме того, в обществе усиливается недоверие к властям, говорит другой местный житель.
Месть и похищения
Саиду Атееку также есть, что рассказать: десять месяцев назад был похищен его друг, а спустя несколько дней нашли его обезображенное тело. По словам активиста, этот человек слишком открыто выражал свою неприязнь к ИГ. В окружении Атеека все знают о политических взглядах друг друга.
Его соплеменникам также известно, что он проводит разъяснительную работу среди молодежи, поэтому мужчина постоянно меняет место жительства. “Я опасаюсь за свою жизнь”, – он понижает голос. По его словам, Саид не чувствует себя в безопасности даже в Каире. Еще одного его друга здесь недавно застрелили на пороге собственного дома. Атеек уверен, что убийство совершили боевики из “Синайской провинции”. “Я никогда не думал, что они окажутся столь жестокими”, – заключает активист.
Источник: dw.com