Марк Столов: не “ватой” единой…

Марк Столов: не “ватой” единой…

Осень, как известно, особенно хороша не только для всяческих душевных обострений, но и для обострений в принципе, и уж в этом-то году она точно не стала для нас исключением: хлынувшие в Европу беженцы, арабский террор в Израиле, российское показательное бомбометание в Сирии и, как следствие, очередной обмен любезностями между “страной-спасительницей” и остальным “прогрессивным человечеством”.

Народ-богоносец, окрыленный духовными скрепами и волей своего главнокомандующего, все эти вновь возникшие испытания, как писал “предатель”, тьфу, писатель Жванецкий, “опять взял на себя, как и в прошлый год, и с честью несет”.

Тем временем, в Литве наступила очередная показательная стадия восприятия действительности: из дружного хора вопящих о глобальном засилье “ваты” стали раздаваться голоса тех, кто задумывается (неожиданно, правда?) о природе ее возникновения. Вообще, конечно, в Литве в бо́льшем почете всегда был глагол “размышлять”, но вот глагол “задумываться” – это для наших краев действительно редкость. Ибо, уж что-что, а размышляют у нас здесь все, кому не лень, знаменуя обычно сей процесс своим излюбленным вопросом “кому выгодно?” и заканчивая его непременным “кто заплатил?” В этих вопросах жители молодой республики представляют собой монолит, единство рядов и незыблемость национальных традиций. Умению же наших экспертов видеть во всем заговор или, как минимум, чью-то конкретную длинную руку мог бы позавидовать даже самый махровый российский патриот, а он, как известно, далеко не лыком шит, особенно по части “мировой закулисы” и перевыполнения “плана Даллеса”. А тут вот, поди ж ты, взяли и задумались! Не знаю, как вам, а мне такой сюрприз пришелся весьма по душе. Помните у Пушкина: “Нет? право? Так у нас умы уж развиваться начинают? Дай бог, чтоб просветились мы!”

Регина Статкувене разразилась на прошлой неделе замечательной статьей о том, что смеяться над “ватниками” – оно, конечно, может и весело, но вот толку от этого всего, ну, ровным счетом, никакого. И, если вы не побрезгуете и сумеете найти в себе силы прочесть ее труд до конца, если заголовок со словом “ватники” не вызывает у вас судорог конечностей, болей в суставах и пятен на коже, то вы быстро найдете в ее тексте массу довольно интересных поворотов. Статья действительно (для Литвы во всяком случае) – очень показательная, если не тонкостями рассуждений и сомнительностью предложенного, то уж точно качеством поставленных вопросов. У нас ведь раньше и этого не было, зато теперь, теперь, слава богу, точно есть, тем более, что хорошо поставленный вопрос – уже, по меньшей мере, половина дела.

 Конечно, не очень-то я верю в плановое воспитание патриотизма в школах, как не верю я в “альтернативные программы”, летние лагеря дружбы, во все эти симметричные контр-меры и прочий, на долгие годы отмеренный, овес. Тем не менее, вопрос поставлен по сути правильно: “А, что Литва и ее граждане сделали для того, чтобы национальные меньшинства перестали определять себя этим оскорбительным словом “меньшинство” и стали именовать себя “общиной”, т.е. абсолютно равноценной, не равноправной, а именно равноценной частью литовского общества?”

Ответ на этот вопрос далеко не так очевиден, как многим может показаться и, если уж этим дерзнули озадачиться представители титульной нации, то уж точно не грех его поставить и перед остальным нетитульным населением. Вот не грех, серьезно! Давайте оставим пока “вату” в покое. Этот всеобъемлющий термин, хоть и весьма характерен, пусть не для большинства, но точно для многих, все же достаточно оскорбителен и прежде всего для тех, кого в эту “вату”, будь она неладна, с легкостью и без разбора записывают. В любом случае, у меня к вам накопилось немало неприятных вопросов.

Вам вообще не надоело жить с двойной лояльностью в своей собственной стране? Это ведь ваша страна, не так ли? Однако, вы предпочитаете не вспоминать об этом без лишней надобности. Во всяком случае, если вы и говорите довольно сносно по-литовски, то вы же все равно не читаете литовских книг (ну, не читаете!), вы не приведете и двух литовских пословиц по памяти, вот точно не приведете, как не вспомните вы литовских сказок или, например, стихов.

 Вы над гимном литовским, если не вслух, то про себя, наверняка смеетесь. Ведь в первых же строках этого гимна, о чем поется? О том, что Литва – наша (ваша) Родина и земля героев, а какие в этой стране-недоразумении могут быть герои? Вам же смешно, не так ли? И действительно, ну, какие герои могут быть у литовцев? Это у вас – Бородино и Сталинград, Халхин-Гол и Берлин, а у этих-то что? Им же никогда не снилось небо Аустерлица и, что вообще они об этом знают? Какой-то унылый Жальгирис у них нечаянно случился, да и то неизвестно когда, правда? “Зеленые братья”, которых ваш отец или дед добивал, эти что ли – герои?! Других ведь героев у них и не было никогда, не так ли? Вы ведь так думаете?

 Вас, на самом-то деле, никогда особо не беспокоило и не возмущало то, что литовский язык был в Российской империи долгое время попросту запрещен, да-да именно запрещен – давно дело было да быльем поросло и кого это сейчас вообще волнует? Толи дело “кляті українці” решились на святое посягнуть, и как они только посмели?! Не сильно вы надрывались и от знания того, что литовцев ссылали тысячами в норильскую мерзлоту – ведь кого тогда только не ссылали, да? Но вот, что вы точно без сомнения помните и при любом удобном случае вспоминаете, так это то, как в 1940-м году, осознав свое грядущее “счастье”, ликующие граждане покорной Литвы с хлебом и солью выходили на улицы встречать новую советскую власть. И что-то мне сразу вспомнилось, как лет шесть-семь тому назад Виталий Товиевич Третьяков, что ныне подрабатывает деканом в Высшей школе телевидения при МГУ им. Ломоносова, немного устало задавался вопросом: “Но кто там (у литовцев) гений? Чюрленис?”

 И давайте обойдемся без частностей – большинство из вас не назовет ни одной фамилии ведущего местных новостей, не знает ни одной литовской поп-звезды (этого еще не хватало!), ни одного главного редактора информагентства, ни большинства министров теперешнего правительства (пару-тройку от силы), а литовских актеров вы помните только по старым советским фильмам и то предпочтительно, где они играли тупых немецких фашистов. Зато наверняка вы все сегодня знаете про Джейн Псаки, Госдеп и Барака Обаму, причем именно в такой последовательности, а никак иначе. Вы легко вспомните по имени и отчеству почти всех российских губернаторов, практически полный состав Государственной Думы РФ, причем всех созывов, начиная с 1993 г., убитых и скоропостижно скончавшихся депутатов, а также полный состав правительства РФ, не забывая при этом замов, руководителей федеральных агентств, а также председателя Центробанка РФ и текущий курс рубля с точностью до копейки. Вы наверняка не назовете фамилию мэра Каунаса или Шяуляй, но при этом вы прекрасно осведомлены о том, кто мутит воду в мэрии далекого Екатеринбурга.

 В то же самое время, вам не очень-то приятно наблюдать медленную, но неотвратимую ассимиляцию ваших детей и внуков, которую вы так презрительно между собой называете “облитовились”. Это для вас – такой своеобразный “дауншифтинг”, переход на более низкую ступень развития, означающую расставание навсегда с великой русской литературой, музыкой, живописью и историей, которой, кстати говоря, вы больше гордитесь, чем знаете. Но, главное – это ваше мучительное прощание с тем щемящим глубоко в груди чувством, что когда-то, а по историческим меркам – еще вчера, главный проспект в Вильнюсе назывался Георгиевским, а на Кафедральной площади стоял памятник императрице Екатерине Великой и, что нынешний Президентский дворец долгое время занимал, причем на вполне законных основаниях, российский генерал-губернатор, граф Михаил Николаевич Муравьев. Нет-нет, я даже не пытаюсь намекнуть на ваши трепетные чувства к недавно демонтированным шедеврам соцреализма – пусть в вашей памяти останутся только они – покойная императрица и не менее покойный генерал. Этого вполне достаточно, вполне.

 Все равно вы по-прежнему будете рассказывать своим лояльным слушателям, как раньше, во времена торжества искусства над разумом, при поступлении в литовские ВУЗы конкурсы на престижные специальности были только в русских группах, а вот в литовских-то было все как раз наоборот – полно мест, и никакого спроса, и еще о том, как в начале 70-х годов прошлого века литовская речь на улицах Вильнюса была практически не слышна, чего уж там вообще говорить про довоенное время. Вы неустанно любите бубнить о том, что на вашем (не важно каком) могучем предприятии союзного значения литовцев можно было просто по пальцам пересчитать, про земляные полы в литовских хатах, про клумпы вместо нормальной обуви, а также про то, как литовцы еще каких-то двадцать лет назад не знали вкуса маслин и т.д., и т.п.

 К сожалению, хотим мы этого или не хотим, но в вашей новой постсоветской жизни напрочь укоренились понятия “мы” и “они”, т.е. литовцы – как низшие чины, чудом выкравшие ваши некогда генеральские сапоги. Вы себя с ними (с литовцами) никак не отождествляли, к ним себя никак не приравнивали, не хотели ими стать – для вас это просто немыслимо, противно и ниже вашего и без того униженного, псевдо-барского достоинства. Все это время ваши сердца и души наполнялись желчью, злорадством, а кухни непременными застольными комментариями: “Наши-то литовцы поди опять облажались (здесь надо было бы использовать совсем другое слово)!”. Проиграли в баскетбол? Класс! “Газпром” трубу перекрыл? Класс! Молочные товары застряли на границе? Класс! Цены на отопление выросли? Класс – вы бы, козлы, еще больше с Путиным ссорились, идиоты! Танк новый на полигон завезли? Ха-ха-ха, вот дебилы (или вы их уже как-то по-другому стали величать?) опять русских веселят! И все в таком духе.

 Тут ведь даже не важно то, что вы над всем этим смеетесь или так просто зубоскалите, и даже не важно, по поводу чего и как именно. К слову сказать, вам, в этом смысле, титульные граждане уж точно не самый хороший пример подают, но это все, увы, абсолютно вторично. Главное, что это не “мы” танк на полигон завезли, это не “мы” проиграли в баскетбол (простите меня, болельщики!), это не “нам” трубу перекрыли. С одной стороны, конечно, “нам” и “у нас”, но с другой-то – все равно не “нам” и не “у нас”. Вот такой забавный парадокс получается.

 Вы сами дистанцировались от практически любых решений в своей собственной стране, и полностью сняли с себя всю, подчеркиваю, всю ответственность. Вы всем своим внутренним отношением как бы говорите: “Литовцы, ау! Вы хотели независимости? Так получите ее и распишитесь, а мы здесь вроде и ни причем. Нас здесь считай – нет. Теперь, братцы, это ваша страна и разгребайте-ка свое дерьмо сами. А уж, как вы сами-то справляться умеете, так это мы все прекрасно знаем и каждый день, причем без чужой помощи, видим!” Никакого сожаления, никаких сомнений, никакой привязанности. Вы словно ждете, как евреи мессию, когда обнищавшие тупые литовцы будут стоять перед вами в грязном рубище с протянутой рукой и смущенно просить подаяния.

 Вы ведете себя, как обиженные подростки, намертво вставшие в непримиримую позу: что можем, то берем, чего не можем, того не берем, но ничего не отдаем, вот, по большому счету, ни-че-го. Только давайте не будем сейчас вспоминать про налоги, вами уплаченные, и про труды свои праведные. Не в трудах и не в налогах дело. Время пришло такое, что пора наконец взрослеть – пубертатный период чересчур затянулся, а мы все детские обиды ворошим, словно четки в кистях перебираем. Пора уже серьезно воспринять эту реальность и себя непосредственно в ней. И, раз наши ближайшие братья по гражданству начинают об этом потихоньку задумываться, то уж точно стоит задуматься и нам.

Никого Путин сюда на танке спасать не приедет, и не спрашивайте меня почему. Вы это знаете, я это знаю, все это знают. Кстати, он это тоже знает, и весь кооператив “Озеро” вместе с ним. Войны, которой одинаково пугают, что пылкие литовские, что безумные российские патриоты, здесь никакой не планируется по причине элементарной политической нецелесообразности. Выкиньте все эти дурные мысли из головы и посмотрите вокруг. Надо просто понять, что при всех наших настоящих, ничуть не выдуманных бедах, укоренившихся различиях, действительно печальных и, во многом личных, историях, волей или неволей, но “мы” и “они” сегодня плывем в одной лодке! “Мы” и “они” сегодня – одно и тоже. Нет больше никаких “мы” и “они”, нет, не должно быть! Путин – не ваш президент, даже если его маленький портретик вы втихаря припрятали в уголке своего портмоне и каждый Новый год вы заедаете его сладкую речь заливным и салатом.

 Ваш президент – Даля Грибаускайте! Пусть ненавидимая вами, пусть презираемая, но она ваша и другой пока у вас нет. Хотите вы или не хотите, но это и есть ваша настоящая, не воображаемая, а очень конкретная реальность, не требующая ни восторгов, ни оправданий – ее просто нужно принять. И пора уже, кроме злорадства и критики, кроме взаимных обвинений и поисков скелетов в чужом шкафу, наконец осознать свою полную, именно, полную ответственность, если не за судьбу страны, то хотя бы за свое к ней отношение.

Марк Столов

Источник: ru.delfi.lt

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий