Большинство простых жителей Беларуси уже воспринимают коррупцию во всех сферах жизнедеятельности общества, как нечто само собой разумеющееся. Ее измерили, ее взвесили, и… к ней приспособились. Она стала основой нашей хваленой стабильности.
Уровень проникновения в общество коррупции довольно сложно оценить. Этому не помогут ни официальная статистика, ни ежегодный отчет Transparency International. Но когда сталкиваешься с фактами постоянно, то какие бы законы не принимали парламентарии, какими бы сводками с фронта не делился Следственный комитет, чтобы ни говорил президент, восприятие формируется однозначное.
В последние полгода я пребываю в растерянности, так как постоянно натыкаюсь на факты коррупции. Натыкаюсь не потому, что сам их ищу как журналист, что было бы вполне понятно, а по причине их повсеместного проникновения в нашу жизнь.
Началось все с того, что в апреле, когда мне исполнилось 47, я решил наконец обзавестись собственным жильем. Уж как-то стыдно было и перед внуком и перед дочерью, что до сих пор живу на съемной квартире. Благо незадолго до ключевого решения мне удалось удачно продать свой земельный участок возле Кургана Славы и завестись долгожданной зеленой наличностью. На полученные деньги я купил в Минском районе незаконченное законсервированное строение и окунулся с головой в стройку.
В принципе, будучи журналистом я уже более 15 лет занимаюсь коррупцией и хорошо знаю, куда и насколько глубоко проникла эта болезнь. Но даже я не ожидал, что занимаясь частным строительством, буду сталкиваться с ней на каждом шагу. Больше всего меня поразило то, что обычные люди, которые во всем этом крутятся – воспринимают происходящее как само собой разумеющееся. Никто не жалуется, никто не возмущается, никто даже не помышляет о том, чтобы сообщить о коррупции куда следует. С коррупцией всем стало удобно и стабильно. Ни один человек, с которым я лично сталкивался в ходе строительства и который рассказывал о фактах коррупции, даже понятия не имеет, о чем сказано в новом Законе “О борьбе с коррупцией”, многие о нем даже не слышали несмотря на большую пропагандистскую кампанию во всех без исключения государственных СМИ. Объясняется сей феномен достаточно просто: к обществу снаружи стен Администрации президента этот закон имеет такое же отношение, как свод монастырских правил – может все и правильно написано, но без привязки к реальной жизни.
Я не хочу здесь рассказывать обо всех фактах – слишком долго и неконструктивно. Кроме того, подумываю покопаться в некоторых из них более глубоко. Приведу лишь несколько, которые меня особо возмутили.
Заказывал щебень у одного индивидуального предпринимателя. Созвонились, договорились о цене и времени доставки. Приезжаю к дому в назначенное время – машин нет. Проходит полчаса, не выдерживаю и звоню предпринимателю. Он мне с тоской такой в голосе отвечает, что скоро будет, что его просто транспортная инспекция на весовой остановила. Через полчаса машины приезжает. Спрашиваю: “Что случилось?”.
“На карьере две тонны лишнего щебня загрузили, там весов нет, все на глаз, а тут транспортники остановили и установили перевес. Пришлось по 100 долларов с машины им заплатить”. – отвечает предприниматель.
“Взятки?” – спрашиваю.
“А чего же еще?”
“А почему не сдадите уродов?”
“А смысл? Штраф в несколько раз дороже, тогда вообще работать невозможно будет. Там все платят. Вы постойте у весовой, когда введут ограничения веса на ось, потому что тогда в такой вот 20 тонный самосвал больше 4 тонн не загрузишь. Тогда у всех будет перевес и все будут платить. Представляете, сколько они за день собирают. А что делать, работать же как-то надо”.
Я дождался жары и введения ограничений по весу на ось. По трассе как ходили груженые под завязку самосвалы, так и продолжали ходить. Я позвонил одному предпринимателю и попробовал заказать привоз 20 тонн песка. Стоило лишь назвать адрес доставки как услышал в ответ: “Нет, туда не повезу. Это же через весовую ехать. Значит, еще транспортникам придется 100 долларов отдать. Вам песок в два раза дороже станет”.
“Но я видел, что самосвалы ездят груженые…”
“Ездят, если заказчик готов платить в два раза дороже. Если важный, крупный объект, стройку ведь не остановишь. Вот и ездят, и платят. Но вы же вместо 1,4 миллиона рублей, 2,8 миллиона не заплатите? И не заплатите 1,4 миллиона, если вам привезу всего 4 тонны, с которыми можно спокойно весовую пройти”.
“Нет, не заплачу”, согласился я.
“Ну вот. Звоните, как жара спадет и ограничения снимут”, – ответил предприниматель и повесил трубку.
Еще один факт. Подыскивал себе подрядчика на монтаж системы отопления. Приезжает мастер с одной фирмы осматривает все и говорит, что стоимость работ будет около тысячи долларов. Я морщусь и говорю, что дорого, на что с улыбкой получаю следующий ответ: “Дорого? Мы сейчас в Щучине ко Дню письменности монтируем систему отопления на похожем объекте. Там только работа 10 тыс. долларов с потянула”.
“С откатом?” – спрашиваю.
“Ну а как же иначе, – удивляется мастер. – Сейчас без отката ни на один государственный объект не сунешься. Все хотят заработать”.
“И не боитесь, ведь все гособъекты тщательно контролируются? Такая борьба с коррупцией идет… Закон новый недавно приняли…”
“Про закон ничего не знаю, а бояться тут нечего. При желании любую сумму обосновать можно. Там работы, как и у вас – на 3-4 дня. А мы уже 3 недели туда ездим”, – откровенно признался мастер.
Я промолчал. Стало как-то неприятно и от услуг данной организации я отказался. Но потом поразмыслив, я понял, что работяги эти ни в чем не виноваты. Они работают по правилам, которые им диктует система. Уверен, что госзаказчик, который получил от них солидный откат, напишет красивый отчет о том, как он соблюдает Закон “О борьбе с коррупцией”. Его наверняка похвалят за то, что успел сдать объект ко Дню письменности, потом проверят и наверняка не найдут ничего, так как на бумаге все будет в порядке, несмотря на то, что реально работы стояли бюджету в десять раз дороже рыночной цены. Нет сомнений и в том, что в транспортной инспекции, также вовремя сдают красивые отчеты о том, как они противодействуют коррупции внутри ведомства. Все прекрасно понимают, что верхи хотят, но вот низы не могут. Им работать как-то нужно. Это система. Она выстраивалась не год и не два. Она прошла жесткий эволюционный отбор и сегодня устраивает абсолютное большинство жителей страны. Это и есть основа нашей стабильности, которую мы укрепляем из года в год.
Сергей САЦУК
Источник: ej.by