Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер пригласил своего грузинского коллегу Георгия Квирикашвили обсудить перспективы сотрудничества между двумя государствами и возможности сближения Грузии с ЕС. После 2008 года во взаимоотношениях Берлина и Тбилиси возникла многозначительная пауза. Власти Германии помогли грузинскому правительству построить один из городков для беженцев из Южной Осетии, но руководство ФРГ никогда не скрывало, что возлагает значительную часть ответственности за трагедию августа 2008 года на тогдашние власти Грузии во главе с Михаилом Саакашвили. В Берлине, судя по всему, посчитали, что пятидневная война стала проявлением системной проблемы, а не результатом волюнтаристского решения одного политического деятеля, поэтому отношения оставались прохладными и при новых властях.
Министр иностранных дел в администрации президента Саакашвили Григорий Вашадзе сетовал на то, что “отношения с государством-лидером Европы явно деградировали”. Но он почему-то возлагал ответственность за это на правящую коалицию, хотя “деградация” началась значительно раньше парламентских выборов 2012 года и прихода к власти коалиции Бидзины Иванишвили.
Так или иначе, Берлин внимательно присматривался к действиям новых властей, но не противился подписанию соглашения об ассоциации Грузии с ЕС. Правда, этот документ носит чисто символический характер без предоставления Грузии безвизового режима, а главным противником прорыва в визовых вопросах остается как раз Германия.
На огромной “шахматной доске” взаимоотношений европейского лидера с Россией Грузия выглядит незначительной фигурой, но в Берлине все-таки оценили осторожность правительства Ираклия Гарибашвили, его стремление снизить напряженность во взаимоотношениях с Москвой и возобновление диалога по линии Карасин-Абашидзе. На этом фоне дипломатия ФРГ, в свою очередь, решила повысить интенсивность диалога, который до сих пор шел лишь на уровне послов в Тбилиси и Берлине. Итогом стало приглашение Георгия Квирикашвили и предметные переговоры с главой немецкой дипломатии. В ходе встречи, особое внимание было уделено экономическим вопросам. По дипломатической фразеологии Штаинмайера, “правительство Германии заинтересовано в том, чтобы вместе с грузинским правительством составить пути для большего развития немецкого бизнеса в Грузии”.
Причем встреча прошла на фоне грузино-немецкого бизнес-семинара. “Это первый подобного рода “воркшоп”, который проходит в Берлине. С грузинским коллегой мы обсудили то, как интенсифицировать экономическое взаимодействие, увеличить объем немецкого бизнеса в Грузии и усилить данную сферу”, – объяснил суть переговоров глава МИД ФРГ, дав понять, что считает приоритетными именно экономические отношения.
Министр иностранных дел Грузии, обладающий рангом вице–премьера, принял правила игры: “Увеличение объема немецкого бизнеса и инвестиций в нашу экономику является одним из приоритетов правительства”. По словам Квирикашвили, “дополнительные возможности для еще большего развития экономического сотрудничества предоставляет соглашение об ассоциации с Евросоюзом, с учетом режима свободного торгового пространства. Наша задача – максимально заинтересовать немецкие бизнес-круги в инвестиционном потенциале Грузии, поэтому мы ценим готовность немецких партнеров, содействовать развитию сотрудничества в этом направлении”.
Ни слова о НАТО, о предоставлении плана действий по вступлению в альянс, о котором часто говорит министр обороны Тинатин Хидашели, сказано не было.
Еще одним штрихом для понимания того, насколько тонко и осторожно играет Германия на кавказском поле, стала активность региональных властей ФРГ. Недавно Тбилиси посетила делегация Саксонии “с целью ознакомления с инвестиционным потенциалом грузинской столицы”. Речь шла исключительно об экономическом сотрудничестве, развитии современных технологий, туризме и культурных обменах. Саксония во всех отношениях это “десять Грузий” и реальная помощь может быть значительной. Аналогичные визиты планируют представители и других немецких земель. А это уже тенденция, свидетельствующая об определенной стратегии Берлина.
Еще один симптом – немецкий посол в Тбилиси, самый “незаметный” и “тихий” из всех западных послов, никогда не комментирует политические события, не реагирует на просьбы властей или журналистов обозначить позицию о ситуации на грузино-югоосетинской границе и так далее. Послы меняются, а стиль их поведения остается прежним.
Такой подход Берлина однозначно свидетельствует о том, что ФРГ уже определилась с долгосрочной политикой в отношении Грузии, посылая ей по всем каналам четкий дипломатический месседж: “Живите мирно с соседями, уважайте сложившиеся реалии, признайте приоритетом экономическое развитие, а мы вам всемерно поможем, чтобы жизнь налаживалась, экономика развивалась, благосостояние людей повышалось, и Грузия превратилась в мирную, процветающую страну с приоритетом счастья и благоденствия своих граждан”.
Георгий Калатозишвили
Источник: vestikavkaza.ru