Евросоюз готов к нормализации отношений с Минском

Евросоюз готов к нормализации отношений с Минском

Приостановку санкций против руководства Беларуси аналитики называют реакцией ЕС на освобождение политзаключенных. Мнения о том, надо ли Брюсселю добиваться их реабилитации, разделились.

Освобождение белорусских политзаключенных стало поводом для приостановки Евросоюзом с конца октября на четыре месяца санкций в отношении руководства Беларуси и смягчения санкций США для ряда белорусских госкомпаний. Как будут дальше развиваться белорусско-европейские отношения и надо ли Брюсселю добиваться политической реабилитации вышедших на свободу политзаключенных, выяснял корреспондент DW.

Санкции и критерии

Министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд на конференции по белорусской проблематике “Рубикон” 30 октября в Таллинне назвала приостановку Евросоюзом до 29 февраля санкций в отношении руководства Беларуси правильным решением. Кальюранд пояснила, что дальнейшая судьба санкций будет решаться в феврале: “Не думайте, что Евросоюз наивный. Мы следим за тем, что происходит”.

Глава эстонского МИДа обнародовала критерии, на основе которых Брюссель будет принимать решение. По ее словам, на первом месте стоит вопрос с реабилитацией бывших политзаключенных – при этом Кальюранд отказалась уточнить насколько жестко ЕС будет настаивать на этом требовании.

Кроме того министр сообщила, что Евросоюз будет опираться в своем решении на ожидаемый в декабре отчет БДИПЧ ОБСЕ по прошедшим в 2015 году в Беларуси президентским выборам, а также на оценку ситуации со свободой выражения мнений и свободой объединений.

Реабилитация политзаключенных – требование или пожелание?

Большинство экспертов склоняется к мысли, что белорусские власти не пойдут на реабилитацию выпущенных на свободу политзаключенных. Многие раньше не верили в то, что власти освободят, например, экс-кандидата в президенты Николая Статкевича, указывают более оптимистически настроенные аналитики.

Тем не менее Статкевича освободили уже в разгар президентской кампании, и он не мог в ней участвовать, так как имел непогашенную судимость. После президентских выборов 2010 года сотни оппонентов президента Лукашенко прошли через настоящий судебный конвейер, и некоторые из них до сих пор поражены в правах. Правильно ли то, что Запад заморозил или смягчил санкции, не дожидаясь реабилитации таких оппозиционеров? Белорусский политолог Юрий Дракохруст в интервью DW заявил, что считает такое решение правильным, и сослался на принцип эквивалентного обмена tit for tat – “око за око”.

“Запад сформулировал условие: у нас будут с вами нормальные отношения – просто нормальные отношения, но только без политзаключенных”, – отметил Дракохруст. По его словам, пункт о реабилитации возник не сразу, и это требование не было формально определено – распространяется ли оно только на репрессированных за участие в акциях протеста в декабре 2010 году или на всех бывших политзаключенных за все время правления Александра Лукашенко.

Юрий Дракохруст оценивает нынешнее решение Брюсселя по санкциям как гибкое: “Если вы делаете правильные шаги, то получаете бонусы”. При этом политолог считает не правильным выдвигать слишком уж завышенные требования к официальному Минску. Если же отменой санкций были бы условиями, фактически предполагающими демонтаж диктаторской системы, то санкции действовали бы до тех пор, пока бы эта система не рухнула как таковая, подчеркнул он.

В Минске и Москве увидят лишь уступки ЕС

Иной позиции придерживается руководитель российских программ Финского института международных отношений Аркадий Мошес. В интервью DW эксперт назвал решение по смягчению санкций вполне предсказуемым.

“На протяжении уже примерно двух лет ЕС демонстрировал очень ярко выраженное желание пойти на сближение или, по крайней мере, на серьезную, глубокую нормализацию отношений с официальным режимом Минска”, – указал Мошес. Однако на самом деле, полагает эксперт, никакой нормализации не будет, а в Минске и Москве увидят лишь уступки ЕС.

“Ключевым требованием должна быть в данной ситуации реабилитация бывших политзаключенных. Вот если она произойдет, то я буду готов признать, что возможное снятие санкций оправдано. Если нет, то ЕС в очередной раз покажет себя не очень эффективным политическим игроком и пошлет сигнал Москве, что если проявлять твердость, то Запад рано или поздно пойдет на уступки”, – объяснил Аркадий Мошес.

Будет видимость нормализации отношений?

У ЕС, похоже, есть надежды на определенную либерализацию внутри Беларуси и изменение баланса ее отношений во внешней политике. Аркадий Мошес считает их не оправданными, ссылаясь на запредельную зависимость Минска от Москвы, которая, по его выражению, не оставляет Лукашенко пространства даже для маневра.

“Не стоит ожидать и либерализации, потому что она ведет, в понимании нынешних правителей Беларуси и России, к постепенному расшатыванию основ режима. Не стоит ожидать и экономических реформ, потому что та модель, которая существует в Беларуси, вряд ли может быть принципиальным образом изменена”, – продолжает Мошес.

“Я прогнозирую, что если не произойдет начала какой-то новой, крупной волны репрессий в Беларуси, то ЕС изберет для себя весьма положительную интерпретацию того, что происходит в стране, именно для того, чтобы это позволило ему снять санкции”, – отметил Мошес. По его мнению, будет видимость нормализации, “но поскольку все фундаментальные вещи останутся на месте, то произойдет замораживание ситуации”.

Источник: dw.com

 

Источник: dw.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий