Дагестан: не лежишь – не инвалид

Дагестан: не лежишь – не инвалид

Пожилой женщине, которой трудно передвигаться из-за аномального веса, врачи посоветовали сделать пенсию, «как все нормальные люди».

Принято считать, что медицина в России бесплатная, но некоторые врачи с этим активно борются. В Дагестане эта борьба достигла особых успехов. Пенсионерка Шамсият Багинова не может по состоянию здоровья пойти на обследование в больницу, а на дом врачи к ней не приходят. Попытка оформить пенсию по инвалидности оказалась безрезультатной. Пожилой женщине сразу сказали, что пенсию надо делать, «как все нормальные люди». Пойти по коррупционному пути у семьи не хватает средств. Корреспондент КАВПОЛИТа побывал в гостях у Шамсият, чтобы узнать подробности ее истории.

«Нормально делай»

Шамсият Багиновой 65 лет, живет в Махачкале, в маленькой, скромной квартире – с дочерью Хадижат и внуком. Пожилая женщина страдала от онкологического заболевания, перенесла три операции. Лечение спровоцировало гормональные изменения в организме, и пенсионерка сильно поправилась.

У нее больное сердце и гипертония. А лишний вес не позволяет ей выйти во двор, подышать свежим воздухом.

Шамсият тяжело дается каждый шаг. В присутствии корреспондента КАВПОЛИТа ее пригласили выпить чай, и она с большим трудом добралась до стола, а затем еще несколько минут не могла отдышаться, словно пробежала многокилометровый кросс.

Женщина получает пенсию 6640 рублей, дочь Хадижат работает на заправке оператором, недалеко от дома, ее зарплата десять тысяч рублей. Внук учится в университете.

Доход у семьи небольшой, поэтому дочь Шамсият хотела оформить ей пенсию по инвалидности. Но выяснилось, что это не просто.

 «Мама не ходит к врачам, потому что они безалаберно относятся к людям. Особенно к тем, кто в возрасте, – рассказывает Хадижат.

– Я пошла к нашему участковому врачу, чтобы узнать, как сделать пенсию по инвалидности. Объясняла ему, что мама не может лежать в больнице, потому что она еле ходит, больничные кровати ей не подойдут. Она даже купаться не может самостоятельно.

Пришла спросить, куда мне можно написать заявление, чтобы создали комиссию и дома освидетельствовали, что она болеет. А участковый врач меня даже слушать не стала. Пишет что-то, не слушает, какие-то бумажки перебирает.

Потом сказала мне: “Либо вы в больницу ложитесь, либо, как все нормальные люди, за деньги делайте пенсию”. Да если бы у меня были деньги, я у нее ничего не просила бы. Минуя ее, нашла бы через кого сделать».

Когда Шамсият болеет и вызывает участкового врача, вместо него приходит медсестра. Несмотря на все просьбы и уговоры Хадижат, никто из врачей к ней так и не пришел.

Как рассказала Хадижат, она грешным делом даже думала взять кредит, чтобы сделать маме пенсию. Только банк в кредите отказал.

«Мама – гипертоник. Никто из врачей не сказал нам, что, когда пьешь лекарства от давления, нужно употреблять и лекарства для сердца и обезболивающее, – продолжает Хадижат.

– У мамы начались отдышка, кашель. Она стала задыхаться. Несколько лет назад маму в таком состоянии во дворе увидела наша соседка Лариса. Она в госпитале работала тогда кардиологом.

Лариса забрала маму к себе на работу, обследовала ее полностью. И подобрала маме лекарства: некоторые лекарства, которые ей прописали, отменила, другие назначила. Проверяла пульс, давление – все это заняло около двух недель. Маме стало намного лучше. С тех пор мама по ее рецепту пьет препараты».

 «А во 2-й горполиклинике, когда обследовалась, мне сказали: “Ой, у вас ничего такого, прям, нет, просто возрастные изменения”, – добавляет Шамсият. – А я даже спать не могла, задыхалась, сидя только спала. Если бы не Лариса, даже не знаю, что со мной было бы.

Сейчас лекарства нужно менять. Но для этого нужен хороший врач. К кому обратиться, я не знаю. Лариса уехала в другой город. Если бы она здесь жила, то я опять ее попросила бы мне лекарства подобрать».

Выгодный вариант

Шамсият Багинова почти всю свою трудовую жизнь проработала в торговле. Чтобы иметь хорошую пенсию по старости, к 38 годам она устроилась на завод стекловолокна. Там она проработала семь лет. Но тут началась перестройка, и те годы, что она проработала на заводе, не повлияли на размер ее пенсии.

Корреспондент КАВПОЛИТа поинтересовался у юриста Ислама Магомедова, возможно ли освидетельствовать болезнь пожилой женщины на дому. Как выяснилось, к Магомедову часто обращаются с подобными вопросами.

«Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, если человек не может явиться в бюро по состоянию здоровья. Подтвердить это заключением должна либо организация, которая оказывает лечебно-профилактическую помощь, либо стационар, где гражданин находится на лечении. Или же это можно сделать заочно, по решению соответствующего бюро, – поясняет юрист.

– Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро, путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

В соответствии с федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” необходимо подать заявление в бюро МСЭ (медико-социальная экспертиза) и Пенсионный фонд».

Кроме этого, Ислам рассказал, что, согласно пенсионному законодательству, государство устанавливает либо трудовую пенсию, либо социальную пенсии по инвалидности. Если человек имеет трудовой стаж и инвалидность, но размер социальной пенсии по инвалидности выше, чем размер трудовой, он вправе выбрать более выгодный вариант пенсионного обеспечения.

Как быть гражданам, столкнувшимся с небрежным отношением врачей, какие меры предпринимаются по отношению к медицинским работникам, на которых поступают жалобы?

Эти и другие вопросы корреспондента КАВПОЛИТа остались без ответа. Письменный запрос в министерство здравоохранения республики был отправлен еще 27 октября. Но реакции властей мы так и не дождались. 

Фаина Качабекова

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий