Администрация президента подвела предварительные итоги проверок деклараций чиновников в первом полугодии 2015 года. Как сообщил глава администрации президента Сергей Иванов, в целом по стране к дисциплинарной ответственности за первое полугодие привлечены 4 тыс. должностных лиц, из них 272 человека уволены с госслужбы. Как пояснил «Известиям» глава антикоррупционного управления Кремля Олег Плохой, две трети из уволенных — федеральные чиновники — руководители подразделений и выше.
Управление Олега Плохого работает уже 2 года (образовано в 2013 году), а региональные структуры по борьбе с коррупцией созданы только в этом году. В связи с этим, подчеркивают в Кремле, и показательна разница в количестве уволенных между федцентром и регионами.
По словам Сергея Иванова, в первом полугодии к дисциплинарной ответственности привлечены один руководитель регионального центра МЧС, один руководитель таможенного управления Северокавказского федерального округа и отказано в назначении на вышестоящую должность одному генералу МВД.
— Мы проверяем не только декларации, но и проверяем кандидатов на должности, которые назначаются указом президента — генералов, судей и т.д. В первом полугодии 198 кандидатам на такие должности было отказано в назначении, — отметил руководитель администрации президента.
В целом же по стране, говорит Сергей Иванов, к дисциплинарной ответственности за первое полугодие привлечены 4 тыс. должностных лиц, из них 272 человека уволены с госслужбы с волчьим билетом.
— Это в два раза больше, чем в первом полугодии 2014 года, — подчеркнул Сергей Иванов.
Как заявил «Известиям» Олег Плохой, из 272 уже бывших чиновников, уволенных с формулировкой «утрата доверия», три четверти — это федеральные госслужащие.
— У нас пока нет четкой аналитической выкладки. Но могу сказать, что это все уровни от замначальника департамента и выше. По подведомственности: где-то половина этой цифры — силовые ведомства. Какая-то определенная тенденция будет видна уже после того, как мы подведем итоги за год, — отметил Олег Плохой.
При нарушениях по декларациям администрация президента и другие структуры исполнительной власти могут применять только меры дисциплинарного воздействия. Решения об уголовной ответственности и другие юридические вердикты выносят правоохранительные, надзорные и судебные органы.
Также 5,5 тыс. человек за первое полугодие 2015 года приговорены к реальным срокам лишения свободы за коррупцию. Четверть из уголовных дел возбуждены по заявлениям самих чиновников. Как отметили в администрации президента, государственные чиновники стали чаще делать заявления по поводу того, что их склоняют к взяткам.
— Около четверти уголовных дел возбуждено после обращений чиновников. Формируется уже некая тенденция, — считает глава антикоррупционного управления Кремля.
Руководитель администрации президента Сергей Иванов сообщил, что количество чиновников, заявивших, что их пытаются подкупить, за полугодие выросло в два раза.
— Это говорит о том, что некоторые чиновники начинают осознавать важность этой темы или просто бороться за свою репутацию — понятие, которое до этого времени в России отсутствовало полностью, — отметил Сергей Иванов.
В конце октября этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения представил опрос об отношении населения к теме борьбы с коррупцией. В этом году индекс борьбы с коррупцией (показывает, насколько успешно, по мнению россиян, руководство страны борется с коррупцией) впервые за 10 лет перешел из области отрицательных в область положительных значений. Таким образом, эффективность работы властей в этом направлении в 2015 году россияне в целом оценивают существенно выше, чем в предыдущие годы. Определенные результаты деятельности властей сегодня отмечают около половины наших сограждан — 48% (30% — в 2005 году). До этого считающих, что власти не особо успешно борются с коррупцией, было больше, чем тех, кто поддерживал работу государства.
Распространенность коррупции в своем родном городе/селе респонденты оценивают ниже, чем в обществе в целом. Так, индекс (показывает, насколько высокой кажется россиянам коррупция), демонстрирующий, насколько высокой респонденты считают коррупцию непосредственно в месте своего проживания, с марта этого года снизился на 8 пунктов и в октябре составил 56 пунктов (исторический минимум). Отрицательная динамика показателя наблюдается на фоне снижения доли тех, кто считает коррупцию в своем населенном пункте высокой или очень высокой (с 59 до 49%). Москвичи и петербуржцы ставят подобные оценки чаще, чем жители малых городов (64% против 43%).
Коррумпированность институтов федеральной и муниципальной власти, по оценкам россиян, за полгода существенно снизилась. Так, если в марте 2015 года о том, что власть на местах является сферой, наиболее пораженной коррупцией, говорили 34%, то в октябре — 17%. Та же тенденция наблюдается в отношении оценки коррумпированности федеральных властей: доля респондентов, давших аналогичный ответ относительно данного института, снизилась вдвое, с 17 до 9%. Первую строчку в этом антирейтинге, согласно данным последнего опроса, заняло ГИБДД (с марта по октябрь 2015 года рост с 25 до 32%). В топ-3 также вошли полиция (21%) и сфера медицины (21%).
А вот к СМИ около половины опрошенных (46%) сегодня относится с недоверием. Рейтинг доверия журналистам в 2015 году снизился до минимального значения (2,59 балла из 5 возможных). Половина опрошенных (52%) считает, что в журналистской среде существует коррупция, в том числе 31% уверены, что взятки берет большинство журналистов.
Источник: izvestia.ru