После разрыва: Обаме пора вернуть долг Нетаниягу

После разрыва: Обаме пора вернуть долг Нетаниягу

Трудно переоценить важность предстоящей встречи Нетаниягу с Обамой после долгого разрыва отношений и напряженности вокруг ядерной сделки. В кругах военно-политической элиты страны убеждены, что именно сейчас пришло время обсудить, каким станет новый региональный порядок, складывающийся вследствие потрясений, произошедших на Ближнем Востоке.

“Нетаниягу не повезло в 2008 году, когда Обама был избран впервые. Нетаниягу не повезло еще больше в 2012 году, когда Обама был избран вторично”. В такой неформальной форме бывший высокопоставленный офицер “Моссада” Хаим Томер резюмирует серьезнейшее из препятствий, которое приходится преодолевать главе правительства Израиля на протяжении последних шесть с половиной лет.

Томер знает, о чем говорит – он был там. Менее двух лет назад закончилась его долгая карьера в “Моссаде”. И по роду своей службы в последние годы он знаком как с премьер-министром, так и с теми международными проблемами, которые, как он любит выражаться, “выпали на время его дежурства”.

Через неделю, после более чем годичного отсутствия встреч, на фоне тяжелого осадка, оставшегося от столкновений, каких еще не случалось между американским президентом и премьер-министром Израиля, на фоне обретающего плоть и кровь иранского соглашения, Нетаниягу будет принят в Овальном кабинете Барака Обамы.

Эта встреча между ними станет семнадцатой или восемнадцатой, но при этом самой важной из всех. Именно на ней Нетаниягу представит весь комплекс израильских требований, компенсирующих договор с Ираном. И Обама, возможно, впервые за всю историю своих отношений с Нетаниягу, будет обязан сполна вернуть долг.

Конечно, американцы на каждом брифинге подчеркивают, что речь идет не о компенсации за соглашение с Ираном, а исключительно о желании США укрепить Израиль, являющийся союзником, тем более что существует и конкретный закон, обязывающий их поступить так. Но все же очевидно, что договор с Ираном создал новую ситуацию, требующую и иного уровня поддержки.

Есть веские основания, обязывающие американского президента прислушаться к израильским просьбам. Прежде всего, Обама, при всех своих недостатках, ощущает ответственность за безопасность Израиля. И он сам, и представители его администрации с тех пор, как были подписаны первые рамочные соглашения с Ираном, не раз подчеркивали то, что Соединенные Штаты будут укреплять Израиль. Другими словами, есть непосредственное президентское обещание.

Кроме того, по ходу борьбы за утверждение договора с Ираном президент обещал десяткам членов Конгресса и Сената из своей собственной партии, что возместит Израилю тот ущерб, который содержит в себе соглашение. Так что Обама обязан выполнить и свое обещание им.

Наконец, если он не сдержит своего слова, Конгресс способен сам принять в качестве закона то, что администрация не захочет обеспечить правительственным решением. Конечно, это занимает больше времени и связано с бюрократическими проволочками. Тем не менее, Конгресс, в котором обе партии поддерживают Израиль, играет в данном случае роль своего рода гарантийного обязательства.

Нетаниягу будет гостеприимно встречен в Вашингтоне не из-за того, что Обама забыл его речь в Конгрессе, и не из-за того, что он остался безразличен к усилиям Нетаниягу и Дремера сорвать соглашение, а потому, что президент обязан выполнять свои обещания.

Атмосфера в американской столице вообще довольно прохладная, особенно по отношению к премьер-министру Израиля. Но в последний месяц и сам Нетаниягу, и посол Дремер демонстрируют готовность начать отношения с чистого листа, показывая, что со стороны Израиля отношения вернулись к норме.

Так, возобновилось обсуждение меморандума о взаимопонимании по вопросам безопасности между двумя странами на ближайшие десять лет, прерванное Нетаниягу на много месяцев. Стороны сели за стол переговоров. Вернулись ли отношения к норме и с точки зрения американцев – покажет будущее.

Главный вопрос в том, что попросит в качестве компенсации Нетаниягу у Обамы. Соответствующие должностные лица в Израиле не готовы обсуждать этот вопрос до начала встречи. “Будет неправильно, если американцы прочитают об этом в газетах прежде, чем услышат от нас напрямую”, – говорят в канцелярии Нетаниягу и в других структурах: Армии обороны Израиля, Совете национальной безопасности, Министерстве обороны и Министерстве иностранных дел.

Все же можно сказать, что список израильских требований состоит из двух частей – военных и политических. Первые с успехом обсуждал Яалон во время своего недавнего визита в Вашингтон. Министр обороны Эштон Картер встретил своего коллегу с распростертыми объятиями – как в прямом, так и переносном смысле. Вплоть до того, что обращаясь друг к другу, оба использовали неформальные имена – “Буги” и “Эш”.

Что касается политической стороны, о ней должен будет позаботиться Нетаниягу. Как ожидается, премьер-министр поднимет ряд чувствительных вопросов, в том числе американские гарантии в связи с различными сценариями и возможные ответы на иранское нарушение своих обязательств по договору. Вместе с тем, каким бы это не казалось странным, Израиль гораздо больше обеспокоен усилением иранского влияния в Сирии, Ливане и Газе, чем ядерными рисками со стороны исламской республики.

Во время предварительных обсуждений с американцами израильтяне фокусировались именно на этих немедленно открывающихся фронтах, а вовсе не на ядерной угрозе. Но, помимо всего вышеперечисленного, глава израильского правительства обязан выставить дополнительные политические требования. Было бы колоссальным упущением, остаться исключительно в рамках требований безопасности, не добившись также и политических уступок.

Взять историю за рога

Как обычно, премьер-министр держит свои карты так близко к груди, что если он и подготовил какие бы то ни было дополнительные требования, которые собирается озвучить на встрече, то число осведомленных об этом лиц не включает даже министров его кабинета. При этом не то чтобы у них не было идей. Так, министр Гилад Эрдан, например, назначенный вести борьбу с BDS (организацией, инициирующей всемирный бойкот и санкции против еврейского государства) предложил в рамках пакета компенсаций добиться от США федерального закона против бойкота Израиля.

Есть также по крайней мере еще три человека, до недавнего времени тесно сотрудничавших с Нетаниягу и озвучивающих интересные и перспективные предложения: бывший секретарь правительства Цви Хаузер, бывший посол в Вашингтоне Майкл Орен и бывший высокопоставленный работник “Моссада” Хаим Томер.

В период между 2008 и 2011 годами Томер возглавлял в “Моссаде” отдел разведки. Затем на протяжении двух лет руководил отделом “Тевель”, отвечая за дипломатические связи и сотрудничество в области разведки с аналогичными организациями в других странах.

Распространение радикального ислама, революции в арабском мире и, конечно, иранский атом стали там в последнее десятилетие “хлебом насущным”. Обо всем этом Томер говорит теперь не в поисках славы, но потому, что, по его мнению, примерно через неделю Израилю и его лидеру представится редчайшая возможность взять историю за рога и коренным образом изменить ближневосточный порядок.

Все трое, Томер, Хаузер и Орен, предлагают, каждый на свой лад, воспользоваться уникальной ситуацией, в которой мы оказались, чтобы инициировать гораздо более серьезный процесс, чем просто увеличение списка требований еще на несколько ракет и самолетов. Так как на повестке дня отнюдь не только соглашение с Ираном, но и политический распад Ближнего Востока.

“Соглашения Сайкса-Пико, сто лет назад прочертившие по линейке границы Ближнего Востока, потеряли актуальность, – говорит Томер, – Сирии, Ирака и Ливии больше нет. “Исламское государство”, конечно, не состоит в ООН, но оно реально существует. Никто не знает, что будет в Иордании, Египте или Саудовской Аравии. И этот балаган влияет не только на Ближний Восток, но и на Европу, куда текут миллионы беженцев. Это переселение народов. И если оно не прекратится, то приведет к войне между Западом и Востоком. Другими словами, не только Израиль заинтересован вновь стабилизировать регион, но также и все здравомыслящие силы на Ближнем Востоке, в Европе и в Америке, которая, конечно, хочет оставить Ближний Восток, но все еще зависима от него”. 

По мнению Томера, Нетаниягу должен прийти к Обаме с планом (может быть, даже еще и не оконченным) по организации международной конференции, включающей Соединенные Штаты, Европу и Россию, по вопросу о том, как разрешить весь комплекс ближневосточных проблем и что здесь будет вместо рухнувших соглашений Сайкса-Пико.

“Забудем на мгновение о проблеме палестинских арабов. Она интересна, но сейчас это отнюдь не самая важная тема. Израиль обязан инициировать подобную конференцию, потому что иначе нынешний балаган покажется раем по сравнению с возможными сценариями усиления радикального ислама в соседних странах. Стоит привлечь к инициативе королевские дома Саудовской Аравии и Иордании. Как человек, который по поручению глав израильского правительства не раз отправлялся в столицы разных стран, я говорю, что это вполне возможно. Конечно, нельзя прийти к ним без рационального компонента по вопросу о палестинских арабах, но это возможно”.

“Если мы хотим, восстановить глобальную стабильность на Ближнем Востоке, – убежден Томер, – такая международная конференция является необходимым шагом, который также возвратит инициативу в наши руки. Создадим там комиссии специалистов из всех стран и инициируем международное обсуждение того, как обустроить Ближний Восток. Сто лет диктатуры закончились. Теперь нам нужен новый “Сайкс-Пико”, согласующийся с этническим раскладом региона. Для Обамы это последний год, и он беспокоится о своем наследии. Возможно, процесс не успеет завершиться до его ухода, но, по крайней мере, оставит в наследство начало упорядочивания Ближнего Востока. Если события не начнут развиваться в этом направлении, все станет еще хуже. Так уж это в наших краях”.

Такая международная конференция могла бы изменить границы на Ближнем Востоке – на этот раз в соответствии с этническим распределением населения, а не произвольно, как в соглашениях Сайкса-Пико. В рамках нового регионального порядка территория Сирии будет разделена между различными общинами, а Израиль получит свои позиции на Голанских высотах.

“Может, по нынешней линии границ, может, по иной. Но, когда Сирия будет заново разделена, разумно, особенно после подписания соглашения с Ираном, чтобы и Израилю досталось то, что ему причитается. Эта конференция будет также обязана позаботиться и о ближневосточных беженцах. Принципиальное решение, которое будет там принято относительно их обустройства, станет полезным и для Израиля в контексте палестинских беженцев”, – считает Томер.

Мир может подключиться

Признание израильского суверенитета на Голанских высотах является точкой соприкосновения между Томером, Хаузером и Ореном. Стоит отметить, что все трое могут и сегодня договориться о встрече с Нетаниягу и представить ему свои соображения. Он знает их, они – его. До сих пор, однако, в подготовительных обсуждениях накануне поездки в Вашингтон Нетаниягу и его окружение не касались вопроса Голанских высот.

Уже на протяжении нескольких лет Хаузер стремится включить в политическую повестку дня израильское требование об аннексии Голанских высот. Точнее, международное признание аннексии, сделанной более тридцати лет назад. В отличие от Томера, бывший секретарь кабинета не предлагает Израилю инициировать грандиозные шаги вроде международной конференции. Его инициатива сфокусирована исключительно на Голанских высотах.

В отличие от Иудеи и Самарии, на Голанских высотах нет национального конфликта. И нет того, кто мог бы обоснованно предъявить свои права на них. Ведь режима Асада, по сути, уже не существует. Наоборот, тот, кто заполняет возникший вакуум – это иранцы. Те самые, которым только что достался от США огромный приз в виде легализации ядерной программы и отмены санкций.

В этих условиях, учитывая, что никто не ожидает в скором времени стабилизации в Сирии, Израиль, по мнению Хаузера, имеет законное право потребовать международного, или по крайней мере американского признания своего контроля над Голанами.

“Сирия, которой, к слову, больше нет, – отмечает Хаузер, – обладала Голанскими высотами девятнадцать лет. Израиль находится там уже почти пятьдесят лет. В семьдесят пятом году президент Джеральд Форд дал премьер-министру Ицхаку Рабину письменное президентское обещание о признании американцами сохранения Голанских высот за Израилем и в случае наступления мира. Теперь, в свете всех региональных изменений, пришло время потребовать возобновления этого признания”.

В отличие от Хаузера, Томер убежден в том, что без широкого регионального процесса стабилизации на Ближнем Востоке никто не станет признавать израильское присутствие на Голанах. С другой стороны, он считает, что несмотря на постоянную жесткую международную критику в отношении Израиля, в вопросе о палестинских арабах и вопреки международному инстинкту отвечать “нет” любой израильской инициативе, существует возможность организовать подобную международную конференцию.

Он напоминает о двух международных процессах, в свое время инициированных Израилем – санкциях против Ирана и создании международного информационного центра против воздушного террора – как о примере того, что даже когда Израиль приходил с идеями, казавшимися поначалу безнадежными, международное сообщество в итоге подключалось.

“Не страшно даже, если сначала это будет воспринято в международном сообществе как еще одна уловка Нетаниягу. Как у того, кто отвечает за судьбу Израиля, у него есть право предложить новую основу для политического мышления. Мой опыт убеждает меня – когда ты приходишь с хорошей идеей, тебя готовы услышать”.

Авторский перевод Александра Непомнящего

Ариэль Кахане

Источник: 9tv.co.il

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий