В конце сентября 2015 года украинским правительством были анонсированы авиационные санкции против РФ. 7 октября табу на воздушное сообщение было подтверждено профильными ведомствами и названы сроки его введения. В день местных украинских выборов 25 октября российские авиаперевозчики лишились права на проведение полетов через Украину и на Украину. Воздухоплавательные санкции Киева сопровождались рядом характерных особенностей.
Во-первых, юридическим основанием для режима «заколоченное небо» провозглашены рейсы российских авиакомпаний в российский же Крым. Через полтора года проведения таковых полетов с интенсивностью пассажиропотока куда выше, чем у всех рейсов РФ-Украина-РФ. К сожалению, даже собственная официальная версия проверки практикой не выдержала. Российская компания «Ютэйр» не летала и не летает в Крым, однако под санкционный запрет таки попала.
Во-вторых, лучшее правительство в украинской истории всерьез рассчитывало на односторонний режим авиамаразма. То есть симметричный ответный запрет выполнять полеты в РФ вызвал искреннее возмущение, осуждение, негодование – полный набор фирменных эмоций «А нас-то за что?!». С удивительной аргументацией о равенстве количества рейсов, о паритетном числе взлетов-посадок, о штрафовании иностранных компаний по самостоятельно выдуманным расценкам, с прочими потрясающими открытиями для мира гражданской авиации.
В-третьих, последствий запретительных действий просчитывать никто не собирался. Как и найти хотя бы минимальную логику или позитив в происходящем. Будь то в небе или на земле. Фантомные боли киевских реформаторов опять вынудили выстрелить в собственную ногу, теперь на трапе пассажирского самолета. Возможно, была надежда на предупредительный характер выстрела.
От разрыва авиационного сообщения между Россией и Украиной 800.000 человек вынуждены корректировать свои перемещения между двумя странами и по миру. В годовом выражении речь идет о сумме потерь в сотни миллионов долларов. Эти потери распределяются между самими пассажирами, авиакомпаниями, аэропортами, службами организации и проведения полетов, сопутствующим сервисом и т.д. Эти потери негативно отражаются на пополнении бюджетов и в РФ, и в Украине. Учесть ущерб комфорту, расход времени и нервов вряд ли возможно в материальном плане – но этот ущерб более чем материален.
Большинство рейсов между нашими странами выполняли российские авиакомпании. По итогам первых шести месяцев 2015 года соотношение имеет вид 2.5:1 (470.000 и 187.000 пассажиров соответственно).
Но по гражданской принадлежности клиентов пропорция обратная. Около 70 % пассажиропотока приходилось на обладателей украинского паспорта, примерно 5 % на граждан других государств. Россиян среди путешествующих на Украину и с Украины – менее 25 % от общего числа пассажиров.
Картинно-лубочный, миниатюрно-аккуратный аэропорт в Жулянах половину рейсов отправлял в РФ и принимал из РФ! Какая коммерческая организация справится с моментальной потерей половины оборота?!
Добавить проблем собственным согражданам ради неких засекреченных либо недостижимых целей – вполне в стиле нынешних украинских властей.
Транзитные полеты через украинское воздушное пространство после печальной даты 17.07.2014 практически прекращены. Как Россией, так и большинством государств мира. Украинские же компании для перелетов в Азию альтернативы российскому воздушному пространству не имеют. Это же не грузы из Китая возить мимо РФ, согласно прожектам батоно-губернатора Одессы. Это в реальности осуществить придется, с кратным ростом протяженности и стоимости маршрутов. Это и гигантам типа Люфтганзы обременительно, для компаний вроде МАУ и вовсе неподъемно. Кстати, консультации о взаимном возобновлении воздушного транзита инициированы Киевом еще до ввода в силу авиационных санкций…
Украинские выборы местечкового значения завершены, символика борьбы с пассажирской «агрессией РФ» утратила злободневность. Запад не компенсирует ни копейки от авиасанкционных потерь. Собственно, с Запада не прозвучало ни словечка одобрения по данному информационному поводу. Инвестиционная и кредитная привлекательность Киева сохраняются на уровне «Зайдите попозже, а лучше никогда». Наземное транспортное сообщение между Украиной и Россией функционирует в обычном режиме. Даже бредовая блокада Крыма касается только большегрузных фур и по большому счету – украинских сельхозпроизводителей и предпринимателей. Поставки газа, нефти, угля и прочих энергоресурсов идут своим чередом. Аналогичная судьба ожидает и авиационное сообщение между РФ и Украиной.
На первых этапах силами компаний скромных и малоизвестных. С отдельными договоренностями о выполнении каждого рейса, с минимальным медийным освещением полетов. Оптимизм белорусских, прибалтийских и турецких авиаперевозчиков – наиболее вероятных организаторов новых маршрутов для 800.000 человек – пока весьма сдержан и на практике продвигается осторожно. Адекватный бизнес не может поверить в добровольный и долгосрочный характер «заколоченного неба» между двумя крупными европейскими государствами.
Актуальная задача украинских политиков, упрочивших монополию своей власти по итогам голосования 25 октября 2015 года, очевидна. С минимальными имиджевыми потерями выбраться из воздушной ямы после собственных предвыборных кульбитов. Придумать многочисленные ходатайства Росавиации, пойти навстречу чаяниям своих перевозчиков, бизнесменов, избирателей, рабочих коллективов. Не вывозить же шоколадные фабрики из РФ, в самом деле. А подлинных проблем в гражданской авиации хватает и без искусственных санкций.
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru