Глава “ВТБ” заткнул рот журналу Forbes

Глава “ВТБ” заткнул рот журналу Forbes

Как вычистить компромат из Рунета, обналичить $100 тыс от олигарха Александра Лебедева, подарить $6 млн надоевшей жене и родить ребенка от молодой любовницы Купив у германского концерна Axel Springer российскую версию журнала Forbes, бизнесмен Александр Федотов публично рассказал о важных изменениях редакционной политики. Новый собственник подчеркнул озабоченность рейтингом зарплат менеджеров государственных компаний, который годами возмущал затронутых персон. Федотов планирует покончить с этой скандальной рубрикой: «Я искренне считаю, что люди, которые читают Forbes, не интересуются зарплатами чиновников…. Про это писать необязательно… Рейтинг зарплат чиновников там, наверное, может быть, но это неинтересно настоящим читателям Forbes».

Сказано — сделано, уже сверстанный коллективном Forbes список самых дорогих государственных управляющих за 2014 год отправился в мусорную корзину. Ведь «настоящие читатели» — это прежде всего фигуранты рейтинга, которые помогали Федорову стать владельцем журнала. В противном случае трудно понять, откуда у не слишком удачливого (убыток за 2014 год — 39,2 млн руб) издателя русских версий  L’Officiel и Numero вдруг проснулся интерес к деловой прессе и обнаружились деньги для инвестиций.

Кто же из верхних строчек топа оказался настолько обозлен, что организовал зачистку списка? По данным источников в редакции Forbes, с Федоровым договорился президент государственного банка «ВТБ» Андрей Костин.

Этот герой наиболее резонансных коррупционных скандалов последних 20 лет занял первое место в рейтинге Forbes за 2011 год с зарплатой в $30 млн. В пятёрке самых дорогостоящих менеджеров страны также оказался Михаил Кузовлёв — первый заместителем Костина, а затем глава поглощённого ВТБ «Банка Москвы».

Из ВТБ в ответ рассылался яростный пресс-релиз о клевете и фальсификациях. Однако объяснения о том, что правление во главе с Костиным получило от банка за год 608 млн руб, а все топ-менеджеры группы ВТБ — 5,7 млрд, прозвучали неубедительно. Редакция Forbes изначально указала, что в общую сумму входят и другие источники доходов. Существенную часть непубличных поступлений на имя Костина составили офшорные транши от кипрского Russian Commmercial Bank. Одним из директоров этой структуры числился Кузовлёв, так что кипрский банк выплатил в 2011 году менеджерам группы ВТБ $40 млн только в виде дивидендов.  

Важным слагаемым стали также сверхдоходы от номинальных должностей при госкомпаниях — например, «Роснефти», где до 2014 года Костин числился независимым директором. Его вознаграждение доходило в отдельные годы до $200 тыс, причём оформление гонораров даже внешне напоминало лицемерный спектакль. В 2008 году в связи с кризисом независимые директора «отказались» от денег, но совет директоров «Роснефти» «заставил» их принять вознаграждение!

По итогам 2012 года Костин с $35 млн. оказался в списке Forbes на втором месте, уступив президенту «Роснефти» Игорю Сечину. Кузовлёв, сохранив свои $15  млн, переместился на шестую позицию.

Однако уже в следующем году Сечина исключили из рейтинга, а заработавший $37 млн глава ВТБ вернул себе лидерство. Верный соратник Кузовлёв, в 20012-2013 гг. также числившийся среди независимых директоров «Роснефти», переместился на третью позицию с $17 млн.

Костин столь же неудачно пытался опровергать Forbes. В интервью немецкой газете Handelsblatt он назвал указанную в рейтинге цифру «полной чушью» и заявил, что в 2013 году получил 200 млн рублей, а в 2014 году — 240 млн рублей. Банкир подчеркнул, что эти суммы включают «все бонусы» от ВТБ. Но ни слова не сказал о Russian Commmercial Bank, «Роснефти», а также засекреченных от общественного интереса счетах, переводах, офшорах и вознаграждениях. Между тем, только через компанию Сечина независимому директору Костину в 2013 году должны были поступить $560 тыс.

Всё это пусть крайне сомнительные, но официальные доходы. Известны и откровенно криминальные истории — например, эпизод с кредитом, полученным у ВТБ владельцем «Украгрохимпромхолдинга» Алексеем Бессоновым. Согласно официальной версии, одолжив $100 млн с целью закупки 2500 цистерн для аммиака, Бессонов из 2568 млн рублей 1512 перевёл на личный счёт. Сам бизнесмен клялся, что откатил $17 млн первому зампреду правления ВТБ Вадиму Левину и первому вице-президенту — свату Костина Владимиру Яценко. Причём последнему сверх денежной взятки подарил «мерседес-бенц».

Следствие обнаружило в гараже костинского свата этот лимузин, и отметило, что «одним из элементов разработанного Бессоновым плана явилось подыскание в ОАО «ВТБ» лиц, которые, действуя из личной корыстной заинтересованности, могли оказать помощь в получении кредита без надлежащей оценки финансовых рисков операции». Тем не менее, $17 млн бесследно исчезли, а Левин с Яценко так и не появились на скамье подсудимых. Поэтому возникло мнение, что в компанию к севшему на 13 лет Бессонову они не попали только потому, что заранее поделились с Андреем Костиным, который, в свою очередь, уладил проблемы в правоохранительных органах.

По столь же тихой схеме решались вопросы с Forbes, чьи читатели так и не узнают, сколько на самом деле заработал президент ВТБ в 2014 и 2015 годах. Эта личная победа Андрея Костина над свободой слова одержана бескровно, путем ряда теневых сделок и лоббистских операций. Очевидно, что хозяин ВТБ многократно умнее губернатора Псковской области Андрея Турчака, в ходе конфликта с журналистом Олегом Кашиным нанявшего мордоворотов с железными прутьями и теперь спасающегося от последствий собственной кровожадности.

Костин без лишней огласки вычистил из русского Forbes не только ненавистный рейтинг. По нашим данным, Александр Федоров дал указание присылать ему перед выпуском все материалы, где ВТБ будет упоминаться в критическом ключе. Поэтому на страницах Forbes не сможет появиться подробное исследование о том, как повлияла на доходы топ-менеджеров группы ВТБ трата фондов в рамках новых поглощений. Например, покупки болгарского оператора связи Bulgarian Telecommunication Company, который, по мнению его акционеров, стал жертвой рейдерского захвата со стороны VTB Capital Plc.

Не будет опубликована и любопытная историческая справка о том, как в июле 1999 года председатель Внешэкономбанка Андрей Костин получил через счета ЗАО «Ресурсторгцентр» более 2 млн 440 тыс. рублей ($100 тыс.). Информация о платеже зафиксирована в архивах налоговых органов города Москвы. Щедрость «Ресургторгцентра» была вызвана тем, что ЗАО принадлежало «Национальному резервному банку» Александра Лебедева — антипутинского оппозиционера и владельца официально финансируемой странами НАТО «Новой Газеты».

Поскольку Костин сам в прошлом работал у Лебедева и вместе с ним «осваивал» нелегальную предвыборную кассу президента Бориса Ельцина в знаменитом «деле о коробке из-под ксерокса», стремление олигарха одарить приятеля понятно. Но приятель с 1996 года управлял ведущим российским госбанком, так что его личное обогащение за счет капиталов олигарха являлось полностью незаконным и весьма напоминало взятку. Чтобы оценить, насколько полноценно были отработаны $100 тыс, нужно проанализировать понятные экономические отношения между «НРБ» и государственными финансовыми учреждениями Андрея Костина.

Впрочем, бюджет семьи складывается из доходов каждого ее члена. Согласно источникам ИА «Руспрес», супруга  президента ВТБ Наталия Владимировна Гордеева 14 ноября 2006 года зарегистрировала с банком «ВТБ 24» сделку № 50-50-20/139/2006-233 на сумму $6 млн. Речь шла о расширении загородного имения. Банк сделал этот подарок официальной жене своего руководителя, когда полигамный менеджер Костин стал жить на два дома, назначив второй фактической супругой мать своего внебрачного ребенка — актрису Оксану Лаврентьеву.

Наверное, обеспечивать выплаты госпожа Гордеевой планировала из выручки собственного издательства «Искусство ХХI век», торгующего высокодуховными книгами на Сивцевом Вражке. В схемах семейной бизнес-империи имеются и другие не менее примечательные компании. Их связь с швейцарской R&S Investments, которая внесла 29,9 млн руб в уставной капитал «Искусства ХХI век», а сама была зарегистрирована по адресу фирмы Sparring Partners, отмывавшей международную репутацию Андрея Костина, заслуживает отдельного рассмотрения. Равно как эпопея об улучшении жилищных условий членов клана Костиных-Гордевых-Лаврентьевых в московском регионе, включая особую роль председателя наблюдательного совета «Торгового дома Внешторгбанка» Владимира Страздинга. 

Источник: rospres.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий