Стало известно, что главные авиаперевозчики Франции и Германии – “Эйр Франс” и “Люфтганза” – приостанавливают полёты над Синайским полуостровом. Чуть ранее агентство “Франс Пресс” сообщило, что ответственность за гибель российского лайнера взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ. На интернет-ресурсах этой запрещённой в России организации даже появились фотографии, якобы в доказательство. Правда, выложили их через полдня после катастрофы, и на фотографиях самолёт совершенно другой авиакомпании.
Власти Египта категорически отвергают возможность диверсии. О том, что информация не может быть достоверной, сказали и в Минтрансе России. Специалисты тоже говорят, что “аэробус” не могли сбить ракетой из переносного комплекса – она просто не способна забраться так высоко.
Что к этому моменту известно доподлинно? По данным сайта “Флайтрадар”, самолет штатно набирал высоту, после чего, в конце своего недолгого полёта, вдруг стал снижаться, причем существенно. Каждую секунду он терял 66 метров высоты, одновременно резко теряя скорость. То есть, фактически самолет остановился, как останавливается автомобиль, водитель которого снимает ногу с педали газа — и камнем, вертикально рухнул на землю. Вопрос: почему? Может, пилот неопытный или техника старая? В “Когалымавиа” говорят — нет, пилоты высокого класса, а самолёт был в порядке. А321 – одно из самых надёжных воздушных судов, 18 с половиной лет для него — это возраст расцвета сил. А год назад борт EI-ETJ прошёл так называемое тяжёлое ТО, во время которого самолет проверяют досконально.
“Командир Валерий Юрьевич Немов имеет более 12 тыс. часов налета, то есть этот человек, безусловно, опытный. Из них более 3800 часов налета – на данном типе воздушного судна. Самолет полностью исправен, сертификат летной годности у него обновлен в 2015 году ирландскими властями, так как самолет с ирландской регистрацией. С точки зрения технической самолет полностью, стопроцентно, летногоден”, – заявила представитель авиакомпании “Когалымавиа” Оксана Головина.
Могли ли в лётногодный лайнер залить что-то, чего он не переварил? Чтобы это выяснить, транспортная прокуратура изымает образцы топлива в аэропорту Самары. В последний раз перед отправкой в Египет, самолёт заправляли именно там.
Погода, часто бывающая причиной авиакатастроф, на этот раз вообще ни при чем: она была хорошей.
Полностью отметена и аналогия с печально известным Germanwings, чей пилот умышленно разбил самолет. Экипаж докладывал о неких проблемах и запросил экстренную посадку, то есть пытался спасти себя и людей. Но что же могло произойти в небе над Синаем?
По словам главного редактора журнала “Национальная оборона Игоря Коротченко, в качестве приоритетной рассматривается техническая версия, связанная с отказом двигателей, либо иных систем на борту самолета, которые привели к катастрофе.
“Если мы допускаем целенаправленное воздействие на самолет, либо версию, связанную с терактом, это могло быть выгодно тем, кто хочет посеять хаос и террор. В регионе активно действуют различные группировки радикального типа, там не один ИГИЛ, там есть и другие, кто мог быть заинтересован в таком развитии ситуации”, – сказал Игорь Коротченко.
“Аэробус” летел над неспокойным регионом: конфликт на Синайском полуострове между исламистами и властями Египта продолжается несколько лет. Египетские власти возможность обстрела лайнера категорически исключили. Но Люфтганза” и “ЭйрФранс, узнав о катастрофе, приостановили полёты в этой зоне — факт красноречивый.
В пользу некоего внешнего воздействия говорит и то, что экипаж загадочно замолчал – передав сообщение о проблемах, но ничего не разъяснив, больше на связь он не вышел, и то, что самолет, скорее всего, развалился в воздухе. Тела погибших находят в радиусе 5 километров. Так мог ли это быть теракт?
“Я не исключаю версию теракта. Для такого самолета много-то и не надо в принципе. Достаточно в багаже тчто-то заложить — и полная разгерметизация в конечном итоге может привести неизвестно к чему”, – сказал заслуженный летчик-испытатель Советского Союза Виктор Заболоцкий.
Теоретически бомбу подложить в самолет могли. Но как тогда быть с техническими проблемами, о которых докладывал экипаж? Не могли же он запросить экстренную посадку в Каире после того, как самолет взорвался? Каков характер неисправности, озаботившей экипаж, пока толком не ясно. Были сообщения о поломке радио. Но от этого самолеты не падают.
“Отказа радиосвязи просто быть не может, потому что там 2 УКВ — приемо-передающих станций. 2 УКВ на любом самолете такого типа: и нашем, и турецком, и французском. Две сразу отказать не могут. Могут только в случае полного отказа электропитания. Но есть аккумуляторы, есть аварийная шина, и тогда бы одна из станций работала на аккумуляторе без проблем”, – говорит заслуженный летчик-испытатель СССР Виталий Жильцов.
Не исключено, что проблема с радиосвязью, если она в каком-то виде была, могла стать следствием какой-то более серьезной проблемы, которая и привела к трагедии. Но вот какой? Есть информация о том, что в последние дни перед роковым полетом экипажи неоднократно жаловались на работу двигателя. Но даже если он отказал, у “аэробуса” ведь их два.
“При одном отказавшем двигателе самолет совершенно спокойно может лететь и в горизонте, и долететь до того же Каира, и произвести посадку. Более того, он даже набирает высоту на одном двигателе. Много говорилось о том, что были проблемы с двигателями. Но если они были, и были жалобы, официально записанные в “техникал бук”, в бортовой журнал, то естественно должна быть какая-то акция после этого. Самолет так просто не поднимается в воздух. Значит были разрешения на эксплуатацию данного самолета”, – говорит заслуженный пилот России Виктор Саженин .
Версий много, но любом случае все они — пока лишь версии, и не более. Выводов же, судя по всему, скоро ждать не стоит. Расследование авиакатастроф — процесс не быстрый, и остается лишь запастись терпением.
Павел Матвеев
Источник: 1tv.ru