Разрастание кризиса с беженцами в Европе с очевидностью стало гуманитарной проблемой. Но если лидеры не проявят здравого смысла при его урегулировании, гуманитарная проблема может перерасти в геополитический кризис. США должны учиться на ошибках Европы, поскольку что подобная ситуация может возникнуть и на наших границах.
Марго Воллстрем, министр иностранных дел Швеции, заявила на этой неделе, что поток беженцев, направляющихся в их страну, учитывая ее нынешнее население в 9,8 миллионов человек, огромен. «Мы не можем поддерживать систему, при которой каждый год будут прибывать до 190 тысяч человек – в долгосрочной перспективе наша система рухнет. И политика открытых дверей не получит народной поддержки». 190 тысяч беженцев, которые, как ожидается, могут прибыть в Швецию в этом году, в масштабах страны сопоставимы с тем, что 6,5 млн человек въехали бы в США.
Основной причиной того, почему так много беженцев хотят поселиться в Швеции, Германии, и других странах Северной Европы являются их щедрые государственные пособия для тех, кто не является гражданами ЕС. Тем не менее, некоторые беженцы проявляют разборчивость. Шведская газета сообщила на прошлой неделе, что «более 30 лиц, ищущих убежища, в воскресенье отказались выйти из автобуса, который доставил их к месту временного проживание в парке отдыха, потому что они не захотели оставаться в такой сельской местности».
Другие страны, не предоставляющие щедрых государственных пособий, похоже, не сталкиваются с такой проблемой, как Швеция. Издание Reuters сообщало, что Литва открыла свои двери для беженцев, спасающихся от войны и трудностей на Ближнем Востоке, но лишь немногие воспользовались приглашением. Римантас Вайткус, заместитель канцлера литовского правительства, сказал: «Мы готовы принять беженцев немедленно, но в Италии или Греции нет беженцев, которые согласились поселиться в Литве». Кажется, что беженцы знают, что Швеция, Германия, Франция, Великобритания выплачивают щедрые социальные пособия и активно привлекают иммигрантов». «Страх – плохой советчик», – отвечала канцлер Германии Ангела Меркель тем, кто подверг критике немецкую политику открытых границ, которая может привлечь до 1,5 миллиона беженцев в этом году. Но ее достаточно сильно беспокоилb нежелательные политические последствия после переговоров о кризисе со своими партнерами по партии в конце прошлой недели.
Ханс Зеехофер, глава баварского Христианско-социального союза, союзников Меркель, предупредил, что массовый поток мигрантов «в настоящее время угрожает способности правительства действовать» и позволяет радикальным политикам использовать ситуацию. Рейтинг консервативной партии Меркель упал до 36% (самый низкий уровень за четыре года). Благодаря Меркель в сентябре в Германии возникла кризисная ситуация с беженцами, когда она объявила, что намерена игнорировать правила Европейского Союза, требующие, чтобы беженцы обращались за убежищем в той европейской стране, в которую они попали первой. Согласно этим правилам беженцам грозит депортация, если они прибыли в одну страну, но просили предоставления убежища в другой (где как правило, более высокими пособиями). Она заявила, что такие правила «устарели» и дала добро на прибытие 1,5 миллиона беженцев в этом году (по оценкам секретного доклада германского правительства). «Столь большое количество беженцев может стать крайне тяжелым бременем для округов и муниципалитетов», – говорится в докладе.
Не существует достоверной статистики по происхождению и прошлому каждого мигранта и беженца, прибывающего в Европу. По оценкам Организации объединенных наций, половина людей, прибывших в Европу морским путем в 2015 году, бежали из охваченной войной Сирии. ООН говорит, еще 14% прибывших по морю из Афганистана, и 8% из Эритреи. Остальные из Ирака, Гамбии, и Судана.
Вполне определенно можно сказать, что около 70% прибывших – это молодые люди, которые путешествуют в одиночку. На фотографиях, в основном, запечатлены семьи с детьми, пешком прошедшие пол-Европы, но они призваны играть на чувствах, и не отражают реального состава мигрантов. В долгосрочной перспективе большое количество молодых одиноких мужчин может создать социальную напряженность.
Обозреватель немецкого журнала Der Spiegel отметил: «Эти молодые люди, которые попали в Германию, находятся под огромным давлением. Их семьи дома ждут от них достижений на новом месте. Германия сегодня считается чем-то вроде земли обетованной в арабском мире. Но как иммигранты будут реагировать, когда они поймут, что им не хватает образования, чтобы закрепиться здесь? Как они будут реагировать, когда они увидят, что здесь нет жилья, так как многие ошибочно полагают, что в долгосрочной перспективе сможем по прежнему предоставлять им временное убежище?»
Европейские страны обязаны предоставить убежище лицам, которые бежали от войны или преследований. Но они не несут таких обязательств перед теми, кто просто пытается улучшить свои жизненные условия, даже если они до этого жили в нищете. Так в чем заключается миграционный кризис в Европе: это проблема управления границами и возможного возвращения на родину, или это вопрос о переселении и интеграции новых мигрантов в европейских странах? Есть кое-что, что мы увидели в последнее время: европейские страны неспособны отказать сомнительным просьбам о предоставлении убежища, и не умеют проводить интеграцию мигрантов в новом обществе. Я видел доказательства в трущобах за пределами Парижа, и в перенаселеннных районах вблизи Мальмё».
В 2010 году ливийский диктатор Муаммар Каддафи предупредил лидеров Европы, что они могут столкнуться с миграционным кризисом, если не разработают последовательную совместную стратегию реагирования. Вскоре после этого западные страны, во главе с госсекретарем США Хиллари Клинтон, свергли его – и видеозапись с казнью Каддафи широко приветствовали, когда она попала в новости. Ливия остается в глубоком хаосе до сих пор.
Точно так же, западные лидеры в 2011 приветствовали восстание против Башара Асада. США даже тайно посылали помощь повстанцам. Но затем некоторые повстанцы, которых мы поддержали в качестве потенциальных демократических союзников, примкнули к варварской группировке ИГИЛ. Потрясения в арабском мире вызвали миграционный кризис в Европе. Если должно наступить время проявить смирение и уважение к закону непредвиденных последствий, оно наступило сейчас, с пониманием глубинных причин миграционного кризиса в Европе. В будущем, быть может, западные страны будут достаточно мудры, чтобы рассмотреть новую стратегию: «Смотри, куда вторгаешься».
Источник: riafan.ru