Этот материал писался еще на выходных, под четкие и уверенные отчеты российских ВКС, радостные крики той части Сирии, что не под ИГИЛом и жуткими воплями всех остальных. Однако за выходными обычно наступают будни. И думаю, что как раз на следующей трудовой неделе найдутся ответы на те вопросы, которые сейчас будут подняты.
1. Что происходит у террористов?
Мы назовем их именно так, ибо взять и обозвать ИГИЛом всех противостоящих Асаду не можем. Там как минимум, три составляющие:
1) Аль-Нусра, наследники Аль-Каиды. Самая малочисленная группировка.
2) ISIS, Свободная Сирийская армия, если кратко — сбежавшие из армии Асада сирийцы-сунниты. Дезертиры, в общем, но местные. Самые умеренные в этой компашке, но и самые, по мнению Асада, опасные. Потому по полной и огребающие.
3) Собственно ИГИЛ. Основу составляют бывшие бойцы Саддама Хусейна (да пребудет над ним милость Аллаха), которым на Родине места не нашлось после убийства их главнокомандующего. Плюс еще огромное количество примкнувших суннитов со всего мира.
В численность около 300 тысяч человек поверить сложновато, а вот 200-250 — вполне себе.
Вся эта компания 4 года уверенно долбила армию Асада. Уступая в технике бесконечно, но превосходя численностью и оголтелостью. И местами выучкой. Хороших (по местным меркам) солдат было достаточно и в сирийской, и в иракской армиях.
И вот внезапно нарисовался лом в виде российских бомбардировщиков и штурмовиков. Какой прием может быть против этого лома?
Можно долго говорить на тему, насколько эффективны были 100 вылетов наших пилотов, много это или мало. Ясно пока одно: некоторые ВВС могут сделать и 500, и 1000 вылетов и бомбить пески пустыни. Или госпитали. Результат будет один и тот же — полный ноль.
2. День грядущий для террористов.
Так что реально могут противопоставить террористы из всех группировок внезапно появившемуся фактору? Тем более, что фактор, как оказалось, весьма эффективен.
Первое, что приходит на ум — организовать систему ПВО.
Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Да, 5 октября в США будут рассматривать вопрос о поставке “Айсис” ПЗРК типа “Стингер”. Система проверенная годами, довольно эффективная, и, что самое главное — и простая, и известная по всему миру.
Игиловцы должны, по идее, справиться. Вопрос в эффективности. То, что “тридцать четвертые” могут получить урон, чисто теоретически. Ну, или если от смеха что-то отвалится. С “Грачами” вопрос открыт, поскольку они работают на таких высотах, где “Стингер” вполне может оказаться эффективен. Практика применения в Афганистане это доказала. Но Афганистан когда был… “Грачи” с того времени претерпели множество изменений, и не уверен, что все они в худшую сторону. Вопрос эффективности “Стингера” против Су-25 оставляю открытым, ибо, как уже писал, лично был свидетелем, как Су-25 украинских ВВС ушел от трех ракет ополчения под Изварино. Но так как ракет всего было выпущено 5 или 6, то этот самолет все равно попал в статистику того дня. Тогда два Су-25 затыкали до состояния авиахлама.
По каналам прошла информация, что саудиты в срочном порядке начали поиск с целью закупки наших “Шилок”. То, что саудиты смогут купить, понятно. То, что однозначно найдется кому продать — тоже.
“Шилка” — вещь хоть древняя, но сродни автомату Калашникова. В смысле простоты и надежности. И вполне известна и в сирийской, и в иракской армии. До сих пор может представлять реальную угрозу для низколетящих целей, будь то вертолет или штурмовик. Но — только для низколетящих. Свыше 1,5 км уже как бы не очень.
Расклад примерно тот же, что и для “Стингера”. То есть ПВО вроде бы будет, но эффективность его реально условная. Тем более, что вряд ли наших летчиков будет устраивать роль мишени в тире для террористов.
И последнее. Пока купят, пока привезут, пока отладят и раздадут… Бомбы будут продолжать падать. Логично, вряд ли наши будут ждать, пока противник вооружится. Тут же не рыцарский турнир, право…
3. Что делать, если ждать не хочется?
Делать-то что-то надо, в любом случае. Если реально нечего противопоставить этим русским, нереально посбивать их самолеты, значит, что должен подумать любой нормальный командир?
Думается, что любой нормальный полевой командир должен подумать о сохранении своей жизни для грядущих битв. А не о том, как это героически и праведно — раскинуть мозгами и внутренностями под очередной бомбежкой.
То, что бравые воины ИГИЛ и их соратников будут искать способы уйти от авиаударов — очевидно. Вопрос в том, как они это будут делать. И мы рассмотрели несколько способов.
1) Уйти на север и там отлежаться. С одной стороны, вполне логично. На севере Турция, которая хоть и предоставила свои аэродромы союзникам по НАТО для авиаударов, но играет “и вашим, и нашим”. Тем более, что суннитов в Турции достаточно. Турецкие ханафиты — это те же сунниты, то есть, сочувствующих там предостаточно.
Другое дело, что не за тем турки вооружали и поддерживали единоверцев, чтобы те потом пришли отсидеться. И потом, а вдруг им понравится? Реального беженца от реального игиловца не отличить никак. Тем не менее, вариант сомнителен. Но не окончательно. Хоть Эрдоган и может заиграться в подковерные игры настолько, что станет поздно пить “Боржоми”, но есть кому его и одернуть. Но, как говориться, 50/50.
2) Уйти в ту часть Ирака, которая под контролем ИГИЛ. Вот это точно не вариант, поскольку президент Ирака Талабани тоже пошел на поклон к Путину с просьбой помочь ему почистить юг страны от ИГИЛ. А зная, что президент России, как бы это помягче выразиться, плохо предсказуем, то шоу “Русские идут” может и повториться. Но уже в Ираке. И смысл тогда огород городить?
3) Остается самый, с нашей точки зрения, поганый вариант. Боевики просто закопают стволы в ближайшем оазисе (или в пригороде, неважно), войдут в города, где их поддерживают, и будут просто изображать из себя потомственных земледельцев и торговцев. А многие, скорее всего, просто продолжат заниматься тем, чем занимались до войны, если позволят обстоятельства.
Почему этот вариант самый плохой? Да потому что вряд ли наши летчики будут бомбить населенные пункты. Не американцы все-таки. А у Асада реально нет сил на тщательную и планомерную зачистку всей территории. Все-таки шиитов, на которых опирается Асад, раз в 10 меньше, чем суннитов. Это важный аспект.
Наверное, нет смысла очередной раз заострять внимание на том, что война в Сирии — это не просто гражданская война. Это война по религиозному принципу. Воюют не какие-то неопределенные сторонники ИГИЛ, набежавшие со всего мира в Сирию, а в основной своей массе сунниты. Обиженные на Асада, бывшие сторонники Хусейна. И их большинство.
Осуществить подобную операцию Асаду явно не по силам. Поэтому, при всей поддержке России, Башару надо серьезно задуматься о том, как он будет очищать города суннитов, после проведения наступательных операций. В том, что операции будут — сомнений как бы нет, но вот каким будет результат, нам еще предстоит увидеть.
Небо пока все за Башара Асада. Но за землю нельзя быть, к сожалению, уверенным. Дело даже не в Башаре Асаде и его политике, а том что противостоящие ему суниты наиболее агрессивны. Да, шиитов меньше, да, те, кто остался в Сирийской армии будут сражаться насмерть, потому что в случае поражения смерть более мучительная им гарантирована.
Но основной посыл таков: в Сирии все только продолжается. И то преимущество, которое дала Асаду Россия своим вмешательством, необходимо не только не растерять, но и использовать на всю катушку.
Роман Скоморохов
Источник: patriotikus.ru