Здесь не увидишь лубочной, дешевой подделки под русскую православную жизнь. Это не собрание реконструкторов и не «исторический кружок». Первый летний епархиальный молодежный лагерь в деревне Пенино объединил тех, кто любит прошлое и трудится для того, чтобы это прошлое стало живым и полнокровным.
Старое и новое
В самом центре Пенино возвышается огромный собор, храм Рождества Богородицы конца XIX века, в освящении которого принимал участие святой праведный Иоанн Крондштадтский. Неподалеку — руины старинных каменных захоронений. Это Сумерский погост, он упоминается в летописях с XV века. Но историки-краеведы предполагают, что кладбище более древнее и основано в конце 850-х годов самой княгиней Ольгой для ее погибших дружинников. Может быть, она, первая русская княгиня-христианка, и по сей день заботится об этих краях? По крайней мере, общинная жизнь после многих лет тишины вновь бьет ключом.
Первый летний епархиальный молодежный лагерь прошел с 12 по 19 июля в деревне Пенино Сланцевского района Ленинградской области. Организаторы — отдел по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, Вузовское благочиние и Ассоциация православных молодежных общин Санкт-Петербурга. В лагере приняли участие около 30 человек. Участники разместились в обустроенных корпусах на территории храма Рождества Пресвятой Богородицы. В храме ежедневно совершалась Литургия и вечернее богослужение. Поблизости находится святой источник святой великомученицы Параскевы Пятницы, красивое озеро, лес. Программа лагеря разрабатывалась Ассоциацией. Она включала совершение утреннего и вечернего правила, богослужения, несложные труднические работы, образовательные мероприятия, время отдыха, купания в озере и свободное общение.
Впрочем, все получилось не сразу. Местных жителей в поселке Пенино Сланцевского района немного: в основном дачники. Более десяти лет назад начались реставрационные работы в Рождественском храме. Сегодня его настоятель протоиерейПетр Мухин поддерживает большую устроительную и социальную работу. Он не только возвел прекрасные, пахнущие сосной деревянные корпуса, но и сделал всё, чтобы они не пустовали: сначала обычные паломничества, потом — совсем необычные, вроде соревнований по паркуру (см. «ВЖ», 2013, № 12). В этом году стартовал новый проект.
Искусство полета
Всего неделя… Но ведь мы — обычные молодые миряне и не привыкли к долгой и плодотворной жизни вместе. А эта неделя оказалась такой насыщенной, что остается только удивляться. «Поэтому, — объясняет один из организаторов, заместитель председателя молодежного отдела Александр Розмыслов, — и начали с малого. Во-первых, при подготовке были заданы две вещи — четкая структура жизни в лагере и необходимость свободного творчества. Это как два крыла. Первое, чтобы ничего не расползлось в обычную „тусовку“, второе, чтобы не было и намека на такой коллективизм, где кого-то куда-то загоняют против его воли. Только когда есть эти два крыла — птица полетит высоко, а подрежь одно — и птица упадет в море».
Всё начинается с молитвы и богослужения. Храм Рождества Богородицы реставрируется, предстоит еще немало трудов, так что богослужения совершаются в подвальной части. Длинный храм в подклете со сводчатыми потолками, где холодновато, сумрачно и для молитвы зажигают свечи, — навевает мысли о суровых древних катакомбах первых христиан. После молебна начинается интересная творческая работа. Ребята делятся на несколько мастерских. Кому-то пришлась по душе мастерская режиссуры, которой руководит петербургский режиссер Александр Смоляков. Научившись у него основам, по итогам недели ребята сняли свой собственный фильм. Рядом — мастерская музыкального творчества под руководством профессиональных музыкантов. Студия художественного искусства… Она представила в конце недели выставку работ участников. Были, разумеется, и традиционные послушания: кухня, колка дров, уборка территории. Но всё делалось весело: то здесь, то там звучали песни. Перед обедом — время для футбола, для купания в огромном озере, которое также зовется Пенино. После обеда — беседы с петербургскими психологами и священниками, на темы семьи, дружбы… и, наоборот, вражды: межрелигиозной и межэтнической. Никакого монолога, ведь думать всерьез — это думать и обсуждать вместе.
Встреча с Евангелием
Мы побывали на библейских чтениях в Пенино. Они были по-немецки строго структурированы, но каждому предоставлялась возможность свободно выразить свое ощущение, впечатление, понимание евангельского фрагмента, взятого на рассмотрение. Лица менялись. И неудивительно, ведь чело — отражение мысли, и нет лучше пищи для ума, чем евангельское Слово, многомерное и бесконечно полное смысла, который заново открывается здесь и сейчас. Присутствие священника, отца Олега Байды, привносило дух ответственности, но никак не сковывало участников. А сам отец Олег, так же, как, впрочем, и другие участники, не ставил точек в толковании и тем более не указывал авторитарно на одно возможное понимание. Он был прежде всего христианином перед лицом Евангелия — и говорил радостно, ярко и порою эмоционально, как ребенок, который стоит перед Христом.
Сегодня я многое понял
Представьте себе круг из тридцати человек в вечернем полумраке. Из рук в руки передается свечка, знак того, что человек может говорить. Он говорит — о простых вещах, о том, что пережил за день. О том, что его волнует, и что внушает надежду, и что он понял, открыл для себя нового. Это волнующее зрелище делает людей ближе друг другу. Заставляет увидеть в выхваченном из темноты лице — неповторимого человека, человека переживающего, удивляющегося, страдающего, радующегося, нуждающегося в любви других. С другой стороны, человек со свечой в такой обстановке может сказать самому себе то, чего никогда не сказал бы, сидя дома у телевизора или болтая с другом по мобильнику. Для неверующего это сильная психотерапия, а для верующего это психотерапия от Бога, где в середине круга непременно присутствует Он Сам.
Быть ангелом-хранителем
Фильм, который сняли за неделю участники режиссерской мастерской, посвящен тому, как эта самая неделя прошла. Он доступен в соцсетях и носит название «Ангел-хранитель». Название вроде бы не очень оригинальное. Зато точное: в лагере была введена интересная, светлая, творческая, игровая и очень духовная традиция. На первой свечке и в середине недели — получается, два цикла по три дня — каждому из участников вручали тщательно перетасованные прежде бумажечки. Вытащишь одну — а на ней написано имя, для кого сегодня ты будешь ангелом-хранителем, — и об этом знаешь только ты. В течение трех дней ты должен помогать этому человеку, опекать его, что-то дарить, но всё это тайно, никак не демонстрируя то, что ты делаешь доброе дело. А в конце «цикла» каждый пытался отгадать, кто был его ангелом-хранителем. Так молодые люди, привыкшие в нашей «большой жизни» поступать эгоистично или же выставлять свои добрые поступки напоказ, прививали себе вкус к другому поведению.
О какой молодежи идет речь? Об очень разной: это дети из благополучных и не очень семей, воцерковленные и только воцерковляющиеся, спортивные и борющиеся с пагубными зависимостями. Но все они были рады получить новый опыт, пожить немного вместе, пропитаться благим воздухом взаимовыручки и взаимопонимания.
Уроки Пенино Не стоит думать, что организаторы и «постояльцы» лагеря действуют как бы в древних, не ими созданных декорациях, что они живут «современной» жизнью, но украшают ее историческими артефактами. Нет, они как раз пытаются найти то, что позволит связать давно прошедшее с действительностью, то, что никогда не умирает, даже если родилось столетия назад. Проще всего сказать: княгиню Ольгу, «всероссийского батюшку» Иоанна и нас современных связывает православная вера. Но это упрощение, ведь Вселенская Церковь живет и вне истории. Что же связывает русские поколения? Думается, что именно это стремление к соучастию, которое делает общество обществом, народ народом, а Церковь Церковью. Если мы помогаем друг другу, если хотя бы учимся и стремимся к этому, то можем стать угодны Богу и его праведникам, в том числе праведникам той прежней, многовековой Руси.
Тимур Сунайт
Источник: aquaviva.ru