Украинский долг скоро приблизится к отметке 100% к ВВП, а украинские власти пока не преуспели ни в реструктуризации, ни в переговорах с Россией по долгу в 3 млрд долларов.
Долг вскоре достигнет критической отметки
Согласно украинской официальной статистике, госдолг Незалежной за восемь месяцев вырос в сравнении с началом года на 35,8%.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко признал, что ситуация в стране, действительно, критическая. «Если говорить в абсолютных цифрах, то не так сильно увеличился долг, но долг в абсолютных цифрах ничего толком не означает. Если говорить в целом о государственном долге Украины, то на сегодняшний момент он – и внутренний, и внешний — находится на уровне порядка 70 млрд долларов. 70 млрд долларов — может и не такая уж большая сумма, но, если вы сравните с нашим ВВП, а это главное, с чем сравнивается долг, вы выйдите на цифру почти в 95% от ВВП. И вот это крайне опасная величина», — предупредил он в интервью радиостанции «Ера Медіа».
«Не правы те, кто рассказывает: «Посмотрите на опыт других стран, те же США — 110% к ВВП долг, Япония — 220%, Италия — 170%, греки — порядка 200%. Но проблема многих стран состоит в том, что многие из них являются эмиссионными центрами, а гривну вы не можете печатать и раздавать ее по миру, как это можно делать с долларом, иеной или с тем же фунтом стерлингов, с евро. Это первое, а второе — не забывайте о стоимости обслуживания долга: для Украины она находится в размере от 5% до 8%. И если вы отдаете 8% по своим долгам при том, что долг составляет почти 100% к вашему ВВП, значит вы должны быть готовы к тому, что 5-8% своего ВВП вы будете отдавать просто как проценты за обслуживание долга. А та же Япония, которая одалживает меньше чем 1%, она будет отдавать менее 2% своего долга ежегодно за обслуживание», — сопоставил он факты. Для сравнения внешний долг России в 2015 году снизился и составил 521,6 млрд млрд долларов при объеме ВВП в 71,5 трлн рублей.
Кабмин не хочет роста экономики?
Реструктуризация украинских долгов, о которой в кабмине сложили немало хвалебных речей, по мнению Устенко, оды как раз и не заслуживает. «Думаю, что показательным является то, что за две недели до конца переговоров наши облигации торговались с дисконтом 55%. После того как прошла реструктуризация, резко поднялась их цена: они сейчас торгуются на уровне около 85 центов за один доллар… Представьте себе, если бы ситуация для кредиторов была плохой, мы бы видели, наоборот, другую динамику. Мы должны были бы видеть больший дисконт по украинским обязательствам: то, что стоило 45 центов, должно было бы стоить 40, 42-43 цента. При неплохом раскладе для кредиторов это было бы 50 центов. А так, они стали считать, что украинские обязательства очень хорошие, они на них выиграли, они сейчас продают их по 85 центов. Они довольны жизнью. Но надо понимать, что мы сидим с разных сторон переговорного стола. Если они слишком довольны, то это значит, какая-то проблема есть у нас», — осудил пыл кабминовских реструктуризаторов эксперт.
При этом сдержанность главы Минфина Натальи Яресько относительно грядущих темпов роста экономики вызвала у него немало недоумение. «Первая возможность выйти из ситуации — попытаться быстро расти. Экономика Украины, если она будет расти в таких параметрах, о которых говорит кабинет министров — 1-2% в год, то, что они выставляют в прогноз на следующий год, понятно, что это топтание на месте. Когда мы упали в 2013-2015 годах больше чем на 20% куммулятивно, 1-2% — это просто эффект статистической базы, чуть лучше экспорт, чуть хуже импорт. Это ничего не дает. Будет увеличиваться разница ВВП на душу населения между нами и нашими соседями», — подвел он итог, полагая, что, развиваясь такими темпами, о европейском уровне жизни можно забыть на долгие годы.
Долг перед Россией арбитражем красен…
Желание Киева представить долг перед Россией как «взятку» Виктору Януковичу вряд ли поможет Незалежной в этом споре: у Москвы довольно серьезные аргументы, которых достаточно, чтобы подать иск еще «вчера». «Относительно того, что долги это — «взятка Януковичу», «платить не будем». Ну представьте себе: правительство ведь не вечно. Придет новое правительство и скажет, что вот это правительство зачем оно выпустило эти value recovery instruments, смысл-то в чем, и скажут, что это была неправильная сделка. Так не работают! На уровне государств так не работают — если уж висят долги, их возвращают, долги царской России тоже возвращали. Вывеска «Россия» осталась, значит долги возвращали — после революции 1917 года. Если сказать, что мы от революции к революции живем, и мы все время будем торговаться за наши долги? Можно так говорить. Но это не будет правильно воспринято в финансовом мире», — подчеркнул Устенко.
«Мое понимание ситуации такое: Украина одалживала деньги в декабре 2013 года у РФ под 5% годовых. 5% годовых — это первая проблема, в то время международный рынок к Украине был крайне неблагосклонен, в общем, почти как всегда, и в тот момент Украина могла одалживать на внешнем рынке под 12%. Понятно, что никто просто так деньги не дает: на вас пытаются заработать, и если пытались заработать и дали вам под 5% годовых в то время, как должны были дать под 12% годовых, то вот эти 7% годовых трактуется в Киеве, здесь у нас, так, что это была взятка прежнему режиму Януковича», — объяснил глава международного фонда.
«Но это не означает, что именно так это будет трактоваться в Лондонском арбитраже. И министр финансов России Силуанов достаточно четко заявил об этом, и я понимаю, что об этом был и его месседж в Лиме, в Перу в октябре этого года, когда он встречался с министром финансов Украины Яресько по поводу этих долговых расписок», — сказал Устенко.
«У меня нет никаких сомнения в том, что мы увидим дело в Лондонском арбитраже. Вопрос в том, когда мы его увидим», — продолжил рассуждать эксперт, отметив, что «большинство аналитиков и экспертов говорят о дате после 20 декабря». «Потому что 20 декабря наступает момент выплаты денег по этому кредиту», — уточнил он.
По его мнению, есть два варианта развития событий в ситуации с украинским долгом перед Россией. «20 декабря мы не сделаем проплату — это очевидно, если мы не сделаем проплату 20 декабря — пройдет 10 дней, мы будем находиться в стадии технического дефолта по этому обязательству. Пройдет 10 дней для того, чтобы россияне могли подать документы в Лондонский арбитраж. И вот на конец этого года, первого января, документы будут в Лондонском арбитраже. Это первый возможный сценарий. Второй возможный сценарий — это то, что мы увидим иск или счет, предъявленный к оплате уже сейчас — до 20 декабря. В договоре, когда размещались эти бонды на Ирландской бирже в декабре 2013 года, было сказано, что в том случае, если Украина пересечет отметку в 60% отношения общего долга к ВВП, российская сторона имеет право требовать к выплате эти деньги немедленно. А формально мы пересекли эту отметку в январе этого года. Они имеют право требовать эти деньги к выплате сейчас», — Устенко призвал без эмоций исследовать ситуацию.
Украине нужен план Б. И план С не помешал бы…
Конечно, существует и третий вариант — заплатить по долгам, но Киев отвергает его не столько потому, что не хочет, так как крайне возмущен самим фактом долга. Украина скорее не может пойти на выплату даже при видимом наличии средств. «Да, мы можем заплатить, но могут возникнуть дополнительные проблемы. Вся наша финансовая конструкция, которая обеспечивает относительную финансовую стабильность в стране, базируется на том, что Украина должна иметь внешнего финансирования на 40 млрд долларов. Если вы выбиваете из этой конструкции 3 млрд долларов, вы должны немедленно найти источники погашения этих 3 млрд», — экономист совершенно уверен, что «кирпичик» из трех миллиардов долларов заставит украинскую экономику дать серьезный крен.
«И правительству не мешало бы иметь план B или даже С в запасе, где они возьмут эти дополнительные три миллиарда, потому что я считаю, что вероятность того, что Лондонский арбитраж примет решение о том, что Украина должна провести эту выплату в 3 млрд долларов — достаточно большая. Ищите, господа, деньги!.. Где… надо будет взять эти 3 млрд долларов, что сохранить всю эту конструкцию работающей», — посоветовал он.
Марина Шостак
Источник: rueconomics.ru