MetroJet («Когалымавиа») — небольшая авиакомпания, которая специализируется на чартерных перевозках в наиболее популярные среди российских туристов страны: Турцию, Египет и Испанию. Компания была основана в 1993 году, выполняла рейсы из крупнейших городов Ханты-Мансийского автономного округа (Сургутом, Нижневартовском, Когалымом) в города европейской части России, а также занималась вертолетными работами. В 2011 году «Когалымавиа» отказалась от эксплуатации самолетов российского производства (Ту-154, Ту-134) в пользу Airbus A320 и А321, а спустя несколько месяцев провела ребрендинг и переименовалась в MetroJet.
Сегодня авиакомпания базируется в московском аэропорту «Домодедово». По данным Росавиации (на июнь 2015 года) в парке перевозчика 7 самолетов Airbus A321. Возраст всех бортов превышает 10 лет.
На российских туристических форумах встречается много негативных отзывов от пассажиров MetroJet. Большинство жалуются на задержки вылетов и качество обслуживания на борту. По статистике Росавиации в августе около 5% рейсов MetroJet вылетело позже, чем было запланировано — но это, например, в три раза меньше, чем у авиакомпании «Якутия».
Разбившийся 31 октября Airbus A321 эксплуатировался больше 18 лет. Первые шесть лет выполнял полеты в ливанской авиакомпании Middle East Airlines, потом — в Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), Onur Air (Турция) и Cham Wings Airlines (Сирия).
Во время полетов в MetroJet этот борт был зарегистрирован в Ирландии. Сертификат летной годности самолета был выдан ирландскими авиационными властями весной этого года и был действителен до марта 2016 года.
Накануне крушения борт прибыл в аэропорт Шарм-эль-Шейх из Самары. По данным источника РИА Новости в аэропорту Шарм-эль-Шейха, экипаж «несколько раз в течение недели обращался в техническую службу в связи с отказом с запуском двигателя». Однако по данным ресурса FlightRadar24, который отслеживает перемещения самолетов по всему миру, на этой неделе борт находится в Шарм-аль-Шейхе только одну ночь — с 30 на 31 октября.
ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», которой в свою очередь владеют Амирбек Гагаев, Бувайсар Халидов и Хамит Джанкут Багана. Багана — гражданин Турции, более 35 лет занимается туристическим бизнесом и владеет крупнейшей частной авиакомпанией в Турции Onur Air, в которой несколько лет назад летал разбившийся A321.
Трагический рейс Шарм-аль-Шейх — Санкт-Петербург выполнялся по заказу туроператора Brisco. Его владелец Висхан Табулаев одновременно является гендиректором «Западной авиационно-инвестиционной компании», которой принадлежит MetroJet.
Зинаида Бурская
Источник: novayagazeta.ru